29 сентября 2009 года МТА организовала семинар по сельскому туризму
29 сентября 2009 года в гостинице «Университетская» (г. Москва), состоялся однодневный семинар на тему: «Сельский туризм как фактор социально-экономического развития региона и общественной дипломатии». Данное мероприятие явилось завершающим этапом в реализации социально значимого проекта за счет средств Гранта Общественной Палаты Российской Федерации, полученного МТА в прошлом году. Участвовавшие в работе семинара действительные члены академии, ученые, преподаватели, занимающиеся проблемами развития сельского туризма, а также специалисты туроператорских фирм, специализирующиеся на рынке агротуризма, в своих докладах затронули весь комплекс проблем, охватывающих этот перспективный вид деятельности.
Актуальность дефиниции сельского туризма, правовые проблемы, экономика, ресурсное обеспечение, развитие специализированной инфраструктуры, подготовка кадров, избежание конфликтных ситуаций, необходимость стандартизации и создания системы добровольной сертификации услуг агротуризма и др. вопросы, явились предметом обсуждения, дискуссии и конкретных предложений со стороны участников семинара.
В работе семинара и заключительной дискуссии на «Круглом столе» приняли активное участие представители фермерских хозяйств, уже имеющие опыт организации туристского обслуживания в сельской местности из Московской, Ростовской, Тверской и др. областей. Они поделились практическим положительным и, к сожалению, отрицательным опытом организации туристского бизнеса в сельской местности.
Отсутствие нормативно-правовой базы, административное нежелание, а порой и давление на зарождающийся бизнес частных предпринимателей или юридических лиц со стороны представителей более 20 надзорных органов власти на различных уровнях федерального и местного управления, отбивает всякое стремление к созидательной туристской деятельности на селе. Например, опыт российских предпринимателей показывает, что разрешительная процедура оформления, согласования, регистрации их деятельности занимает не менее 3-х месяцев. Аналогичная процедура в Германии занимает 20 минут. Но это не единственный сдерживающий фактор.
Существующие в нашей стране экономические условия становления и функционирования агротуризма — финансовые, кредитные, налоговые и т. д., требуют решительной корректировки в сторону создания преференций. Например, в Союзном государстве Республика Беларусь, сельский туризм как вид хозяйственной деятельности, полностью выведен из налоговой базы всех уровней. Результат стал очевидным — Беларусь в последние годы заняла ведущие позиции в Европе на данном сегменте туристского рынка. А если посчитать сопряженный социально-экономический, демографический эффект в селах Беларуси и экономике государства в целом?
Обобщение международного опыта развития сельского туризма в Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Канаде, США, Финляндии и др. странах, продемонстрировало еще одно феноменальное качество агротуризма — возможность бытового общения между представителями разных стран, национальностей и конфессий, т. е. уникальная возможность реализовывать принципы общественной дипломатии на уровне обыкновенных граждан.
На семинаре была представлена и роздана всем его участникам новая разработка МТА — «Практическое руководство по организации сельского туризма». Данное методическое пособие конкретно описывает всю технологию создания и функционирования конкретного хозяйствующего субъекта на рынке сельскохозяйственного туризма согласно действующему российскому законодательству.
Президиум МТА, как организатор семинара, его участники, выразили желание и готовность содействовать органам представительной и исполнительной власти Российской Федерации на всех уровнях, в решение обозначенных и иных проблем развития сельского туризма.