Круглый стол на тему «Специфика формирования специалистов в индустрии туризма и гостеприимства»
В Орле, в рамках чемпионата World Skills Russia, состоялся круглый стол на тему «Специфика формирования специалистов в индустрии туризма и гостеприимства»
10 февраля 2017 г. в Орловском государственном университете имени И. С. Тургенева в рамках чемпионата World Skills Russia состоялся круглый стол на тему «Специфика формирования специалистов в индустрии туризма и гостеприимства». В круглом столе приняли участие преподаватели и студенты направления подготовки «туризм» и «гостиничное дело» ОГУ имени И. С. Тургенева, а также эксперты союза World Skills Russia.
Ведущий круглого стол, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, член президиума Международной туристской академии С. Н. Абакумов обозначил ряд проблем и задач, стоящих перед системой высшего образования в сфере туризма и гостиничного дела. В частности, он отметил, что ввиду постоянно меняющейся отрасли туризма перед ВУЗами, готовящих бакалавров и магистров сферы услуг появляются новые проблемы и задачи. Важнейшей проблемой по-прежнему остается вопрос трудоустройства. Требования, которые предъявляет работодатель к соискателю зачастую достаточно высокие, предполагающие широкие знания в достаточно узкой сфере, в рамках осваиваемого направления подготовки. Зачастую, на работу требуются профессионалы, к примеру, по оформлению виз или же специалистов в каком-то конкретном программном обеспечении (Amadeus, Sabre и т. п.), знания по которым в ВУЗах, которые, прежде всего, готовят «универсалов», даются в достаточно урезанном виде. Этих знаний может быть достаточно, чтобы начать работать в профессии, но недостаточно для того, чтобы выпускник мог сходу на высоком профессиональном уровне обслуживать очень узкие и специфичные направления туристской деятельности.
В ходе обсуждения актуальных проблем системы образования в туризме перед аудиторией были поставлены следующие вопросы: следует ли вводить обязательное требование для туристских предприятий, согласно которым, определенный процент рабочего штата компании должен иметь высшее образование по направлению «туризм»; требуется ли лицензирование отрасли; почему многие работодатели предпочитают «выращивать» собственные кадры по своим критериям, а не нанимать вчерашних выпускников.
В ходе дискуссии также была поднята проблема повышения квалификации и переподготовки работников сферы услуг по сертифицированным программам. Преподаватели и студенты ОГУ имени И. С. Тургенева поставили также вопрос оторванности многих ВУЗов от реальной практики, которая предусмотрена учебными планами, но не реализуется в полном объеме, ввиду отказа многих предприятий принимать у себя студентов и предоставлять им возможность практиковаться с реальными клиентами. Абакумов С. Н. подробно описал тенденции на рынке туризма, диктующие новые задачи в системе подготовки кадров. В частности, частичный уход туротрасли в online подводит учебные заведения к необходимости информатизации образования, обучению студентов работе в специализированных программных комплексах, ранее не изучаемых в рамках осваиваемых дисциплин. В этой связи встает еще одна проблема – компетенции самих преподавателей, многие из которых просто не могут объяснить специфику работы в таких комплексах, как Amadeus, Sabre, Мастер-тур, и др. Проблему усугубляет отсутствие установленных программ на компьютерах ВУЗов.
Национальный эксперт World Skills Леонов Анатолий Мартемьянович поднял проблему нехватки профессиональных стандартов в сфере туризма, которые были разработаны в Ростуризме, но пока так и не приобрели официально признанный статус.
В ходе бурной дискуссии, преподаватели ОГУ имени И. С. Тургенева, национальные эксперты World Skills обозначили ряд шагов и возможных решений, стоящих перед системой образования в туризме проблем. В частности, было предложено:
- усилить работу ВУЗов с бизнес-сообществом для обеспечения студентов необходимыми и предусмотренными ФГОСами базами практик. Представители крупных компаний могут дать не только знания будущим бакалаврам и магистрам, но и, возможно, предоставить им места работы;
- необходимо увеличивать количество аудиторных часов и практической подготовки по дисциплине «информационные технологии в индустрии туризма», а также вводить другие более узконаправленные дисциплины для освоения специализированных программных комплексов и последних тенденций в сфере IT-технологий в туризме;
- организовать на сайтах ВУЗов постоянно обновляющиеся базы вакансий, в том числе и по направлению подготовки «туризм» и «гостиничное дело»;
- принять на государственном уровне профессиональные стандарты в сфере туризма, разработанные Ростуризмом, но не введенные в практику (речь о стандартах: http://russiatourism.ru/content/3/section/35/detail/3512/). Данные стандарты смогут помочь связать систему образования и ФГОСы с практическими требованиями к специалистам, которые предъявляют к соискателям работодатели;
- усилить работу в сфере сертификации кадров в сфере туризма. В частности в рамках повышения курсов квалификации и подготовки узкоспециализированных работников локальных направлений сферы услуг;
- способствовать налаживанию сотрудничества ВУЗов с СПО для взаимной интеграции и способствования более осознанному выбору абитуриентами будущей профессии.
Таким образом, тематика, обсуждаемая на круглом столе, стала одним из важных шагов в совершенствовании системы высшего образования в сфере туризма. Наиболее актуальные предложения, выработанные в рамках дискуссии, войдут в декларацию «Новая модель развития российского туризма в XXI веке», формируемую МОО «Международная туристская академия» и будут направлены для рассмотрения в Федеральное агентство по туризму Российской Федерации.