О проекте Концепции Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Президиум МТА на своем очередном заседании Президиума 13 ноября 2009 года рассмотрел предложенный на обсуждение в Торгово-промышленной палате РФ проект Концепции ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2016 годы)».
К сожалению, данный противоречивый документ, по нашему мнению, не подлежит научному комментарию.В тоже самое время, МТА в очередной раз рекомендует законодательным и исполнительным органам власти РФ подойти к подготовке подобных документов на научной основе.
В этой связи, Президиум МТА предлагает следующее:
Необходимо дать оценку выполнения ранее принятых документов (Федеральная целевая программа на 1996–2005 гг., Концепция развития на 2002–2005 гг., утверждённая Правительством РФ, Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года), хода реализации проектов по особым экономических зонам туристско-рекреационного типа и других целевых программ (Социальное развитие села до 2012 года, «Юг России»), влияющих на туристскую деятельность.
Концепция должна быть основана на комплексном и системном подходе к развитию туризма как широкого социального явления, с учётом основных направлений деятельности, анализа рисков, а также негативных факторов, сдерживающих его развитие, и путей их устранения.
Концепция должна содержать туристскую доктрину, определяющую основные направления развития туризма. Основой Концепции должно стать устойчивое развитие туризма, предполагающее сохранение и возрастание его ресурсного потенциала для использования в настоящем и будущем. Туристский ресурсный потенциал включает природно-климатические ресурсы, объекты культурно-исторического наследия, этнические и религиозные традиции, инфраструктуру и материально-техническое обеспечение туризма, человеческие ресурсы. Устойчивое развитие определяет такую связь сферы туризма с природной средой, при которой сохраняются экологические характеристики территории и находящиеся на ней достопримечательности, объекты культурно-исторического наследия, ремёсла, а также традиции, искусства, религии.
Планирование развития туризма должно быть поддержано действиями государственных органов, заинтересованным участием предпринимательских, общественных и научно-образовательных организаций, и опираться на характерные важнейшие факторы страны и высокие стандарты обслуживания.
Концепция должна содержать: комплексный прогноз социально-экономического развития, на достижение которого нацелены её положения, ориентировочный потенциал устойчивости туризма на конкретных территориях в объёме важнейших характеристик – достижимого уровня развития туристских ресурсов и аспектов их использования; размеров и источников финансирования проектов; мероприятий, препятствующих возникновению социальных проблем и экономического ущерба при осуществлении проектов.
В Концепции следует сформулировать задачи научных организаций по разработке прогноза устойчивого развития на основе важнейших направлений развития туризма и использования туристских ресурсов; показать возможность генерации, распространения и внедрения инноваций; определить направления развития научных организаций; предусмотреть выделение средств на научно-исследовательские цели на 2011–2012 годы, и на 2013–2016 гг.
Исходя из задач социально-экономического развития страны на период до 2020 года, в Концепции следует определить сроки достижения поставленных целей: На первом этапе (2011–2012 гг.) создать основы современной индустрии туристско-рекреационных услуг и её конкурентоспособности на международном рынке. На втором этапе обеспечить создание и развитие перспективных центров с высоким уровнем обслуживания – туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и ландшафтами, богатым историко-культурным наследием. Достижение этой цели возможно лишь при условии своевременной научно-практической разработки методических основ организации туристских кластеров и правовых норм их деятельности.
В Концепции необходимо указать, что задача развития туризма имеет общегосударственный характер и не может быть решена в рамках только туристской отрасли, развитие которой должно определяться программами социально-экономического развития Российской Федерации и, соответственно, республик, краёв, областей, районов. Некоторые цели в развитии регионального туризма не могут быть достигнуты прежде выхода региона на определённый уровень социально-экономического развития, однако развитие туризма в регионе создает новые возможности и порождает новые проблемы в процессе социально-экономического развития. Это относится, прежде всего, к развитию туристской инфраструктуры, являющейся частью региональной инфраструктуры.
В Концепции следует отразить важные виды внутреннего туризма – детско-юношеский, спортивно-оздоровительный, самодеятельный, которые включают путешествия, походы, слеты, соревнования, туристские лагеря и другие мероприятия, позволяющие осуществить физическое, интеллектуальное и духовное развитие участников, сформировать у них рекреационную культуру и привычку к здоровому образу жизни, передать им основы самовоспитания и самодеятельности личности.
Концепция должна включать задачи по внедрению вспомогательного счета туризма, который используется более чем в 70 странах мира для оценки эффективности туризма. Без должной статистики невозможно оценить вклад туризма в валовой внутренний продукт, его влияние на другие отрасли экономики и социальную значимость, а также прогнозировать развитие туристской отрасли. Регулярные и точные статистические наблюдения дадут возможность оценить эффективность программы, проводить анализ состояния туристской индустрии.
11. Разработка Концепции должна учитывать планирование туризма на пяти уровнях: туристского объекта, туристского центра, региональном, национальном и международном. Национальное и региональное планирование закладывает основу для развития инфраструктуры и материально-технической базы туризма соответствующей страны, ее регионов, турцентров и туристских объектов, включая гостиницы, предприятия общественного питания, транспорта, экскурсионных объектов и т. п. Эти уровни планирования позволяют обеспечить развитие туризма в страну и на международном уровне, т. е. сделать ее конкурентоспособной на международном туристском рынке. Планирование людских ресурсов имеет особое значение в туризме, успех которого в значительной степени зависит от качества подготовки кадров, работающих в этой отрасли. При планировании людских ресурсов необходимо определить все разновидности специальностей требуемые для сферы туризма и в смежных с туризмом секторах. Потребности в кадрах для туризма должны найти свое отражение в учебных и учебно-методических программах и финансировании высших и средних учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой будущих специалистов. Необходимо определить потребности в повышении квалификации и совершенствования знаний уже работающих специалистов.
12. Разработка и выполнение программы развития туризма в соответствии с тщательно отработанной Концепцией позволит наладить координацию деятельности государственных органов власти различного уровня, их взаимовыгодное сотрудничество с предпринимателями, представителями научных и общественных организаций, создать современную систему управления туристской деятельностью. Программа будет способствовать внедрению устойчивого развития туризма, инновационных подходов в туристской деятельности, повышению конкурентоспособности туристской отрасли, сохранению культурно-исторического наследия, биологического разнообразия экологических систем и природных ландшафтов, повышению качества жизни населения Российской Федерации.
13. Планирование туризма должно осуществляется ради людей, и они должны быть вовлечены в этот процесс на территориях, на которых они проживают. Местные жители, осознавая выгоды, которые может принести туризм, будут активно поддерживать его развитие. Обеспечение участия общественности через общественные организации в подготовке Концепции и планов развития туризма на национальном и региональном уровнях позволит решить эту задачу. Целесообразно создать Комиссию по проведению исследований в области планирования туризма, состоящую из представителей заинтересованных государственных ведомств, занимающихся вопросами туризма, частного сектора и общественных, религиозных и иных заинтересованных организаций.