В Центре ИППО в рамках XXIII Международных Рождественских чтений прошла научно-практическая конферен
В Москве 22 января 2015 г. в Центре ИППО состоялась научно-практическая конференции «Русский мир и Святая Земля: страницы прошлого и живая летопись настоящего».
На конференции с докладом на тему «Религиозное паломничество в период глобальной нестабильности: исторические и цивилизационные аспекты» выступил президент Международной общественной туристской академии (МТА), заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва, член Совета Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Юрьевич Житенёв.
Он отметил, что русский народ исконно стремился не только к святым местам внутри России, но и святыням Вселенского Православия. Традиция паломничества на Святую Землю насчитывает несколько веков и прерывалась дважды, оба раза почти на столетие. Первый раз это случилось в XIII веке, во время монгольского нашествия, которое сейчас многими либеральными историками подается как время вовсе не страшное для истории России. На самом деле население крупных городов резко сократилось, а многие малые города и сельские поселения исчезли с лица земли. В то же время общество сохранило свою религиозность, и как только появилась малейшая возможность, в XIV веке паломничество вновь возобновилось. Более страшным был перерыв после 1917 года, когда были разрушены религиозные устои.
Поездки по святым местам в начале 1990-х годов в целом нельзя назвать паломническими, потому что люди не знали, как вести себя в храме, что такое литургия… Это был религиозный туризм. Фирмы, которые начали такие поездки организовывать, выросшие на базе Интуриста и профсоюзных комитетов, тоже ничего этого не знали и не понимали различий между паломничеством и религиозным туризмом.
Докладчик обозначил различия между этими понятиями. Религиозный туризм — это светский туризм с познавательными и культурными целями. Его участники не совершают церковных ритуалов и обрядов. В то же время Святейший Патриарх Алексий в свое время указывал, что иногда из таких поездок туристы возвращаются верующими людьми. Паломничество — это религиозная деятельность, в ходе которой люди поклоняются святым местам, находящимся за пределами их места жительства. В начале двухтысячных годов Русская Православная Церковь сумела создать свою структуру паломнических центров и служб, которые открывались при епархиях, приходах, монастырях.
Говоря о паломничестве в период современной нестабильности, докладчик обратил внимание, что в настоящее время много факторов оказывает влияние на развитие паломничества — это и рецессия в экономике, причем мировой кризис продолжается во всех странах мира, и общественно-политические процессы в разных странах, которые можно назвать цивилизационным кризисом. Учитывая, что Россия вписана в эти глобальные мировые процессы, которые испытывают определенную деформацию, нас это тоже затронет и в сфере туризма. В настоящий момент, по мнению докладчика, в России происходит крах гайдаровской экономики, в том числе и в туристской сфере, это не просто колебания маятника, а коренное изменение всей системы, связей и закономерностей, заложенных в 1990-е годы. По прогнозам Сергея Юрьевича, международное паломничество должно резко сократиться, потому что будут увеличиваться расходы на транспорт, дорожать инфраструктура приема. Все туристские услуги продолжат дорожать. В некоторых странах, в том числе Ближнего Востока остро стоит проблема воды, ее добывание, меры экономного расходования — это большие затраты, что тоже будет отражаться на удорожании поездок. А паломники, как правило, люди небогатые. Выход из такой ситуации, по мнению докладчика, лежит в области социального паломничества, когда государство, профсоюзы, благотворители доплачивают паломникам или за проезд, или за проживание, или за питание. Такой пример есть в странах Европы, в Канаде, Австралии и США, где пенсионерам доплачивают за туристские поездки. Вопрос о социальном паломничестве можно и нужно ставить, но пока я не вижу политических и общественных движений, готовых поддержать эту идею. Кроме того, в современных реалиях Ближнего Востока, где усиливаются гонения на христиан, происходит разрушения туристской инфраструктуры, может встать вопрос о безопасности поездок в этот регион. А значит, международное паломничество будет сокращаться, поэтому начнут возрастать и уже увеличиваются внутренние паломнические поездки по святым местам России.
В настоящее время весь мир, в том числе и наша страна, находится в затяжном экономическом кризисе, усугублённом цивилизационным кризисом, вызванном крахом политики мультикультурализма в Европе и безответственной внешней политикой доминирования в мире США. В этой сложной обстановке объективно сокращается паломнические и туристские потоки к святым местам Вселенского Православия, зарубежные поездки стали значительно дороже и в ряд стран небезопасны. Однако путешествия русских паломников к зарубежным христианским святыням продолжается, оно ещё не остановилось, хотя такой поворот событий может произойти в случае продолжения и развёртывания военных действий на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. В этой связи многолетняя деятельность Русской Православной Церкви по возрождению православного паломничества на территории России, а также по подготовке кадров и созданию церковной паломнической инфраструктуры при монастырях и храмах в настоящее время даёт важный результат. Как и много веков назад, когда на пути русских паломников встал османский «железный занавес», они обратились к родным отечественным святыням, так и ныне сотни тысяч современных богомольцев совершают и будут совершать путешествия к святым местам России.