Караневский П. И. Комплексная методика оценки потенциала культурных и природных объектов туризма
Страница 2 из 2
Важные для познавательного и рекреационного туризма факторы, влияющие на оценку потенциала культурных и природных объектов, представлены в табл. 1.
Таблица 1
№
Наименование фактора, по которому оценивается объект туризма
Диапазон оценок по фактору
1
Обобщенная оценка объекта по выразительности характерных для него специфических признаков
0 — 10
2
Оценка объекта по повторяемости специфических признаков в подобных ему родственных объектах, которые также могут войти в туристский маршрут
0 — 10
3
Оценка частоты возможного включения объекта (города) в экскурсию, тур
0 — 10
4
Оценка спроса туристов на посещение объекта (за условный период)
0 — 10
5
Оценка внимания средств массовой информации к объекту (городу)
0 — 10
6
Оценка состояния объекта — сумма оценок местных специалистов: архитектора, реставратора, материаловеда, музееведа, дизайнера, по благоустройству
0 — 10 для каждого
7
Оценка объекта независимым экспертом
0 — 10
8
Оценка перспективной посещаемости объекта (города)
0 — 10
9
Оценка отношения туристов к объекту (городу)
0 — 10
10
Оценка востребованности объекта (города) в рамках определенной тематики: изобразительного искусства, архитектуры, археологии, истории, и др.
0 — 10
11
Оценка востребованности объекта (города) на основе включения в событийный туризм (концерт, фестиваль, спортивное соревнование, и др.)
0 — 10
12
Оценка востребованности объекта (города) в составе делового тура
0 — 10
13
Оценка объекта (города) на основе реакции общественности на публикации, презентации, проведение конференции, связанных с этим объектом
0 — 10
14
Оценка отношения к объекту (городу) по итогам проведения туристской выставки (ярмарки) – в данном городе или за его пределами
0 — 10
15
Оценка объекта (города) на основе анализа деятельности его администрации в восстановлении и сохранении городских туристских ресурсов
0 — 10
16
Оценка важности объекта (города) на основе учёта интереса к нему местных жителей
0 — 10
17
Оценка объекта (города) на основе интереса к нему общественности вне региона (по информации в СМИ, Интернете и др.)
0 — 10
18
Оценка объекта (города) по отношению потенциальных инвесторов, проявляющих интерес к восстановлению и использованию объектов в туризме
0 — 10
19
Оценка объекта (города) по отношению религиозных деятелей к возможности проведения в нем религиозных обрядов
0 — 10
20
Оценка реальной, каждодневной посещаемости объекта (города)
0 — 10
21
Оценки объекта (города) на основе возможности подъезда и подхода к нему
0 — 10
22
Оценка посещаемости объекта (города) как следствия улучшения и роста гостиничного фонда
0 — 10
23
Оценка объекта (города) на основе исследований и новых научных открытий
0 — 10
24
Оценка интереса потребителей к познавательным и рекреационным турам, включающим посещение объекта (города) и размещение в гостинице города
0 — 10
25
Общая оценка экологии природного объекта как сумма оценок по основным характеристикам, определяющим его экологическое состояние
0 — 10 для каждой
Предложенная методика позволяет сравнить нескольких объектов (городов) и выявить лидеров; оценить преимущество туристско-экскурсионного маршрута, разработанного на основе определенного экскурсионного ряда объектов. Для объективности результата необходимо обеспечить равные условия экспертизы по каждому объекту (городу). Например, оценка по пункту 6 должна быть выполнена одной и той же бригадой экспертов – для каждого анализируемого объекта. Для каждого случая применения Комплексной методики необходимо разработать программу работы; принять решение, по каким факторам работу проведет специалист, а по каким – следует провести анкетирование. Для рекреационного тура, в зависимости от его направленности, в Комплексную методику необходимо ввести позиции, которые учитывают определяющие экологические характеристики.
Учет каждого фактора в табл. 1, дает частную оценку только в рамках соответствующего фактора. Оценка потенциала объекта на основе учета всех факторов, приведенных в таблице 1, дает максимально достоверный результат. При выполнении требований предложенной методики достигается равенство условий в сопоставлении объектов (или городов региона, или рассматриваемых туристско-экскурсионных маршрутов) по всему спектру характеристик, которые учтены приведенными в таблице факторами. Применительно к конкретным объектам, а также городам, туристско-экскурсионным маршрутам, каждый из представленных факторов должен быть сформулирован максимально точно. Комплексная методика может быть развита путем дополнения специфическими факторами – при оценке потенциала в конкретных вариантах.
Расчет потенциала p культурного или природного объекта (памятника, города, уникального природного явления, маршрута) определяется как арифметическая сумма оценок по каждому из факторов, приведенных в табл. 1, в соответствии с простой формулой:
где p 1 … p 25 … p N – оценки, принятые по факторам в соответствии с табл. 1.
В случае учета N факторов, формула расчета потенциала будет включать N слагаемых.
Для большей объективности результата расчета потенциала целесообразно привлечь к работе нескольких независимых экспертов, и в качестве окончательной оценки потенциала принять среднее значение от полученных ими результатов.
Активное развитие туризма идет повсеместно в мире. Одновременно нарастают экологические проблемы, и все более актуальными становятся экологические исследования. Еще недавно вопросы экологии рассматривались специалистами туризма практически лишь с целью формирования различных экологических туров, но сегодня принципиально важными становятся вопросы влияния туризма на окружающую среду и окружающей среды – на туристов. Внедрение потока туристов в пространство природы порой наносит существенный вред растительному и животному миру. Дальнейшее развитие экологического туризма требует проведения тщательных исследований, направленных на определение условий осуществления этого вида туризма. Следует разработать концепцию взаимодействия туризма и окружающей среды и предложить соответствующие практические рекомендации. Необходимо провести анализ ситуации в заповедниках и парках; осуществить специальные меры для установления дружеских отношений между природой и человеком. Для каждого заповедника, парка, ценного объекта природы, где предусмотрено туристское посещение, необходимо спроектировать оптимальную схему туристских троп, оборудованных средствами ориентации и связи, защиты туриста от непредвиденных обстоятельств и защиты природы от неподготовленного туриста.
Устойчивое развитие туризма непременно должно быть сопряжено с устойчивым сохранением окружающей среды.
Необходимо разработать дисциплину «ЭКОЛОГИЯ ТУРИЗМА» и программу подготовки специалистов в колледже и вузе по этой дисциплине. Целесообразно ускорить введение общей подготовки в сфере экологии для учащихся начальной и средней школы.
По инициативе Правительства Москвы в последние годы в столице, на нескольких городских экспериментальных площадках проводится, под руководством профессора Ягодина Г. А., масштабная научно-практическая работа, направленная на включение экологической тематики в различные дисциплины. Одновременно проходит практическую отработку учебный курс экологии. В рамках этой работы на экспериментальной площадке ГОУ СОШ № 374 рассматриваются вопросы взаимосвязи туристско-экскурсионной деятельности и окружающего мира1 [3]. Постоянное расширение внутреннего и выездного туризма включает детей в туристско-экскурсионную деятельность. Рост числа российских туристов, выезжающих по всему миру, составил в 2007 г. 20,8% относительно 2006 г.2 [4]. Интерес к поездкам, воспринимаемый детьми изначально лишь как отдых и развлечение, многих из них в дальнейшем приводит в профессии, связанные с туризмом.
Восприятие различных аспектов взаимодействия туриста и экскурсанта с окружающей средой образовывает и воспитывает детей, открывает им новые возможности. В некоторых регионах также проводится работа по внедрению в школьное образование экологической тематики. Возможно, следует активизировать работу по обмену опытом между школами, находящимися в разных регионах Российской Федерации. Постижение учащимися проблем среды обитания в аспекте экологии дает важные результаты в образовании, воспитании, формировании экологизированного мышления. Через несколько лет в вузы туристского профиля придут абитуриенты, имеющие общую экологическую подготовку. Опыт формирования экологизированного мышления у учащихся в школе может быть использован в вузе и реализован в процессе прохождения специальной туристской практики, что целесообразно предусмотреть в Государственном образовательном стандарте 3-го поколения и в Примерном учебном плане вуза.
Комплексную методику оценки потенциала культурных и природных объектов туризма, предложенную в данной работе, отличают следующие преимущества: максимальный учет факторов, влияющих на оценку потенциала; простая и удобная форма, а также высокая степень объективности расчетного численного значения потенциала культурных и природных объектов. Сравнение расчетных значений потенциала для нескольких объектов позволяет принять оптимальное решение по выбору приоритетов в восстановлении и обустройстве объектов; созданию туристской инфраструктуры; разработке туристско-экскурсионных маршрутов на основе экскурсионного ряда, включающего наиболее ценные и удобно расположенные объекты показа и посещения, которые соответствуют тематике тура.
В работе аргументирована необходимость постоянно гармонизировать отношения между потребностями устойчивого развития туризма и устойчивым сохранением окружающей среды. Предложено создать дисциплину «ЭКОЛОГИЯ ТУРИЗМА» и включить ее в Образовательный стандарт и учебный план подготовки выпускников учебных заведений туристского профиля; постоянно и целенаправленно проводить работу по экологизации мышления учащихся и специалистов туризма.
____________________________
3. Научный отчет об экспериментальной деятельности ГОУ СОШ № 374.//Московская Городская экспериментальная площадка «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».//Научный руководитель работы Караневский П. И. 4. RATA news № 1995 от 26.03.2008; http://www.ratanews.ru/news/news_26032008_1.stm
Библиографический список
Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-н/Д: изд. «Феникс», 1997- 640 с.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» N12-ФЗ от 05.02.07 г.// «Российская газета» (Федеральный выпуск) N4291 от 09.02.2007.
Научный отчет об экспериментальной деятельности ГОУ СОШ № 374. // Московская Городская экспериментальная площадка «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». // Научный руководитель работы Караневский П. И.