Зарубежный опыт нравственноговоспитания молодёжи посредством культурного и природного наследия: теоретические походы.
Аннотация: в статье представлены зарубежный опыт нравственного воспитания молодёжи средствами культурного и природного наследия. В статье рассмотрены модели молодёжной политики в зарубежных странах, а такжетеоретические подходы к нравственному воспитанию молодёжи.
Foreign experience of moral education of youth by means of cultural and natural heritage: theoretical campaigns.
Abstract: the article presents foreign experience of moral education of youth by means of cultural and natural heritage. In article models of youth policy in foreign countries, and also theoretical approaches to moral education of youth are considered.
Keywords: youth, moral education, cultural heritage, natural heritage.
Осуществление молодёжной политики в зарубежных странах можно условно подразделить на европейскую и англо-саксонскую модели. Выбор модели обусловлен типами государственного устройства, степенью участия стран в интеграционных объединениях и другими факторами. Европейская модель характеризуется выстроенной системой взаимодействия различных сфер политики, в которой есть приоритеты, цели, задачи и ожидаемые результаты. Для англосаксонской модели, применяемой в Соединенных Штатах Америки и Канаде, характерен подход поддержки исключительно добровольческой деятельности и молодёжных организаций без системного участия государства в реализации молодёжной политики. Молодёжная политика Великобритании носит черты как англосаксонской, так и европейской модели.
Япония, используя европейскую модель молодёжной политики, опирается на исторические традиции использования системы образования для централизованного и управляемого процесса воспитания у молодёжи моральных ценностей, гордости за свое отечество. Этические нормы, основанные на пяти конфуцианских добродетелях (гуманность, долг, благонравие, мудрость, искренность), были предметом изучения ещё в средневековых школах Японии. Японская система морального и патриотического воспитания тесно связана с государственной системой образования. В декабре 2006 г. правительством Японии был принят обновлённый закон об образовании, особое место в котором отводится «воспитанию любви к малой родине» и истории страны. В преамбуле закона написано: «Мы будем осуществлять воспитание и обучение в целях создания новой культуры, следуя традициям <…> Мы будем утверждать основы обучения и воспитания с тем, чтобы раскрывать будущее нашей страны»[1]. Целью образовательной реформы явилась «ликвидация упадка морали, привитие любви к родине и народу». Закон об образовании вменяет в обязанность учителям иметь самим и передавать ученикам «чувство патриотизма и национального достоинства», чтобы воспитывать молодых амбициозных людей, которые будут с достоинством строить свою страну. Постановлением Правительства «Освободесловаипатриотизмев Японии» была введена система оценкипатриотизмав школах, что вызвало критику со стороны общественности, считающей недопустимым оценивать «Чувства любви к своей стране и национальное самосознание японца» по бальной шкале.
В Республике Казахстан основными документами, регулирующими жизнь молодёжи, являются: Закон о государственной молодёжной политике, Концепция воспитания и Концепция государственной молодёжной политики. Важнейшими задачами являются: «создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей»; и «реализация прав ребёнка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья». Значительное внимание уделяется и эстетическому воспитанию казахской молодёжи, что дополняет трактовку духовно-нравственного воспитания. Формирование нравственно-духовных ценностей молодёжи осуществляется через приобщение к художественной культуре, приобщение к мировым художественным ценностям разных эпох и народов, через призму национального и общечеловеческого.
Большинство стран (особенно это характерно для федеративных государств) имеют трехуровневую структуру реализации молодёжной политики (вертикальные, горизонтальные связи и участие молодёжных организаций) что формирует возможность эффективной реализации молодёжной политики на региональном и муниципальном уровнях, с учётом потребностей и нужд местной молодёжи. Главная задача современной европейской молодёжной политики – создать условия для позитивного перехода от молодости к взрослой жизни, характеризующейся, прежде всего, самостоятельностью и ответственностью[2]. За время пребывания в молодёжной возрастной группе человек должен овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания. Целями молодежной политики является создание возможностей для занятости молодых людей и формирование ресурсов и мотивации для использования этих возможностей, используя образовательные процессы и профессиональную подготовку.
В последние 20 лет наблюдается процесс увеличения внимания к молодёжной политике, совершенствования механизмов её реализации, принятия новых законодательных актов. Особенно этот процесс заметен в работе международных институ
тов. В 2001 г. Европейский Союз принял Белую книгу «Новые стимулы дляевропейской молодёжи», в 2005 г. был принят Европейский молодёжный Пакт, в 2009 г. утверждена новая стратегия молодежной политики Европейского союза «Молодёжь – инвестирование и предоставление возможностей». Так называемая Белая книга «Новые стимулы для европейской молодёжи» (EuropeanCommissionWhitePaper a NewImpetusforEuropeanYouth)[3]содержит приоритетные направления развития молодёжной политики в Европе на ближайшую перспективу. Целью её принятия являлось объединение всех заинтересованных лиц, действующих в сфере молодёжной политики, и предоставление молодым людям возможности более активно участвовать в процессе принятия решений. В Белой книге пять основных тематических разделов: участие, образование, занятость (включая профессиональное обучение и социальную интеграцию), благосостояние (включая самостоятельность и личную культуру) и европейские ценности (включая мобильность и взаимоотношения с остальным миром).
Программа «Молодёжь в действии» (2007–2013 гг.), утверждённая Европейским парламентом и Советом Европы, явилась инструментом неформального и информального (самостоятельного) образования в Европе, дающим молодёжи возможность получить необходимые ей знания, умения и навыки, обеспечивала участие в гражданских делах и повышение занятости молодежи с ограниченными возможностями. Неформальное образование осуществляется за рамками официальной системы образования, привлечение молодых людей происходит на добровольной основе, однако сам процесс является спланированным и направленным на личностное и социальное развитие молодёжи.
В 2008 г. на конференции министров по делам молодёжи государств-участников Европейской культурной конвенции Совета Европы была принята декларация «Будущее молодёжной политики Совета Европы: Повестка дня 2020» (TheFutureofYouthPolicyoftheCouncilofEurope: Agenda 2020)[4], которая определяет три приоритетных направления европейской молодёжной политики на ближайшие годы: права человека и демократия, культурное многообразие и межкультурный диалог, социальная интеграция молодых людей, с шестью предметными областями в каждом из направлений. В апреле 2009 г. утверждена стратегия молодёжной политики Европейского союза на 2010–2018 гг. под названием «Молодёжь – инвестирование и предоставление возможностей»[5]. Стратегия признает, что молодёжь является наиболее уязвимой группой общества, особенно в период экономического и финансового кризисов. Вместе с тем в стареющем европейском обществе молодёжь является ценным ресурсом. Поэтому стратегия основана на сочетании двух подходов: вложение средств в молодое поколение и его благополучие; наделение молодых людей более широкими социальными полномочиями в целях обновления общества и его ценностей. Молодёжная стратегия предполагает сотрудничество стран ЕС в целях создания более широких возможностей для молодёжи, расширения её доступа ко всем социальным ресурсам, укрепления солидарности между обществом и молодым поколением.
Новая стратегия основана на межсекторном подходе и включает, как краткосрочные, так и долгосрочные меры в таких сферах, как образование, трудоустройство, творчество, предпринимательство, социальная включенность, здоровье, спорт, участие в гражданских делах и волонтёрство. Важнейшей сферой молодёжной политики является поддержка творчества и предпринимательства молодых людей, привлечение их внимания к сферам науки и искусства. В сфере образования важнейшим инструментом должна стать поддержка дополнительного (неформального) образования, повышение его качества, формальное признание его результатов и интеграция в систему существующих профессиональных квалификаций. Стратегия также указывает на необходимость межведомственного и межотраслевого подхода к молодёжной политике на всех уровнях: европейском, национальном, региональном и местном, причём этот подход должен быть обеспечен как горизонтальными, так и вертикальными связями.Период до 2018 г. разделён на трехлетние этапы. В конце каждого трехлетнего цикла, составляется доклад по вопросам молодёжи с цельюдвойной оценки прогресса в достижении общей цели молодёжной стратегии ЕС и установления приоритетов молодёжной политики на предстоящий рабочий цикл.
Итоги первого этапа (2010-2012) подтвердили актуальность молодёжной стратегии ЕС и общих целей:
а) создание равных возможностей для всех молодых людей в образовании и на рынке труда;
б) содействие развитию гражданственности, социальной интеграции и солидарности.
Исследования, проведенные в рамках молодежной стратегии ЕС, подтвердили важность приобщения молодёжи к творчеству и культуре, используя передовой опыт и предложения по устранению препятствий, таких как стоимость и расстояние. Второй трехлетний цикл молодёжной стратегии (2013-2015) посвящен ликвидации проблем, появившихся у молодых людей в результате кризиса в странах ЕС. Наряду с развитием инновационного и творческого потенциала молодёжи будет уделено внимание занятости и предпринимательству, расширению доступа к рабочим местам, социальной интеграции, здоровью и благополучию.
Сейчас в Европейском союзе осуществляется ещё одна новая программа (2014–2020 гг.)по образованию, молодёжи и спорту – «Эразмус плюс» (Erasmus+)с общим бюджетом примерно 16 млрд евро. Основным отличием новой программы от её предшественниц является то, что она объединила все существовавшие ранее программы: «Непрерывное образование» (состоит из подпрограмм «Леонардо да Винчи», «Комениус», «Грюндтвиг», «Эразмус» и «Жан Монне»); «Молодежь в действии» и пять других международных программ, включая «ЭразмусМундус» и «Темпус». Программанацелена на выход за пределы предыдущих программ, путём поощрения взаимодействия и взаимного обогащения в различных областях образования, профессиональной подготовки и молодёжи, снимая искусственные границы между различными действиями и проектными форматами, способствуя новым идеям, привлекая новых участников из сферы труда и гражданского общества и стимулируя новые формы сотрудничества. Программа «Эразмус плюс» рассматривается как эффективный инструмент для удовлетворения реальных потребностей развития человеческого и социального капиталов в Европе и за её пределами.
Молодёжная политика европейских стран основана на неформальном образовании, главная задача которого – стимулировать обмены и дискуссии среди молодёжи, волонтёрскую деятельность и активную гражданскую позицию. Через различные образовательные программы уделяется внимание становлению самосознания, национальной идентичности подрастающего поколения, однако концепции патриотического воспитания молодёжи как таковой в объединенной Европе нет.
Об отношении к патриотизму в европейских странах можно судить по опубликованной в журнале «Новая Польша» (№ 4 за 2014 г.) статье «О европейском патриотизме»[6].Автор утверждает, что понятие патриотизм ассоциируется, прежде всего, с государственностью и утверждением национальных ценностей. С безусловной самоотдачей и склонностью посвятить себя благу государства и сограждан. Сегодня патриот самореализуется, формируя окружающую его действительность, ценностью для него является забота об общем благе и укрепление общественного капитала страны. Сплачивавший уходящее поколение европейцев миф об отцах-основателях, действовавших в объединительном духе, уже недостаточно привлекателен для нового поколения. Весьма вероятно, что поколение «Эразмуса»[7] вообще не будет задумываться над новой моделью европейского патриотизма, признав патриотизм изжитой и не подходящей к реалиям нынешней свободной Европы концепцией.
Построение новой экономической модели, в основе которой лежит развитие творчества, инноваций и образования, а также широкое использование цифровых технологий, как и само будущее Европы, напрямую зависят от молодёжи, что было признано в «Обновленной социальной повестке» Европейского союза, направленной на создание новых возможностей для его граждан (2009). Важным направлением европейской молодёжной политики является связь культуры с творчеством[8]. В последние десятилетия стало очевидным, что творчество (креативность) является не только талантом, данным конкретному человеку, но квалификацией, которую могут и должны приобрести люди, обучаясь и совершенствуясь. Как следствие, творчество рассматривается как цель в процессе воспитания и образования детей. Творчество является ключевым фактором культурного самовыражения, а культура играет роль катализатора для творчества. Творчество и инновации являются бурно развивающимися факторами предпринимательства и приобретения навыков, необходимых для новых рабочих мест. Они способствуют экономическому процветанию, а также социальному и индивидуальному благополучию и поэтому рассматриваютсяв качестве ключевых компетенций для обучения в течение жизни.
С началом экономического кризиса в 2007 г. творчество стало рассматриваться в качестве основного личного умения справиться с проблемами и новыми требованиями. Гибкое мышление, нетрадиционные методы и творческие способы решения проблем – необходимые подходы к инновациям, которые являются главным двигателем экономики Европейского Союза. Связь между культурой, экономикой, образованием и творчеством в последние годы обсуждается на различных конференциях. Европейский год творчества и инноваций (2009) явился отправной точкой для дальнейших исследований о важности творчества в жизни молодых людей. В качестве примера можно привести конференцию, состоявшуюсяв Швеции (2009) на тему «Стимулирование творческого поколения – детей и молодёжи к новой культуре и медиа-пространству», в которой приняли участие более 350 экспертов, практиков и политиков из 30 стран. В дискуссии относительно способов стимулирования творчества и инноваций, особое внимание было уделено «оцифрованной жизни»[9] и деятельности в Интернете подрастающего поколения. Молодое поколение активно использует новые возможности приобретения знаний и творческого участия в повседневной социальной жизни и придаёт большое значение этой деятельности. В то же время было подчеркнута необходимость изучения молодыми людьми рисков, связанных с этими видами деятельности, так как «цифровой разрыв» между поколениями не только влияет на знания и поведение, но и человеческие отношения.
[2]См. например: Соловьев А. П. Качественный кадровый потенциал – основа успеха в развитии образовательного туризма // Исторические и современные исследования в сфере туризма. Труды Международной Туристской Академии. Вып 10. М. 2014. С. 304–319; Житенев С. Ю. Наука о туризме: предмет, задачи, проблемы и перспективы. // Труды Международной Туристской академии. Сборник научных статей. Вып. 7. Отв. ред. Ю. С. Путрик, П. И. Караневский. М., 2012. С. 5–12.
[9]Новые технологии дают принципиально новый набор непрерывных измерений (прямого воспроизведения) человеческой жизни. Желание полной «оцифровки» жизни называется lifestreaming. Streaming (англ.) - потоковая передача данных — способ воспроизведения аудио- и видеоматериалов из интернета или мобильного телефона без предварительного скачивания в компьютер.