Европейская модель воспитания молодёжи посредством культурного наследия
Аннотация: в статье представлена европейская модель воспитания молодежи посредством культурного наследия, рассматриваются вопросы использования культурного наследия для воспитания молодёжи, представлен зарубежный опыт использования культурного наследия с целью воспитания молодёжи.
The European model of education of youth by means of cultural heritage
Abstract: the article presents the European model of education of youth by means of cultural heritage is presented in article, questions of use of cultural heritage for education of youth are considered, foreign experience of use of cultural heritage for the purpose of education of youth is presented.
Keywords: youth, european model, moral education, cultural heritage, convention.
В странах Европы для обучения и воспитания молодёжи используется культурное наследие. В октябре 2005 г. была принята Рамочная Конвенция Совета Европы о значении культурного наследия для общества. Статья 2 определяет культурное наследие как «совокупность ресурсов, унаследованных от прошлого, и которое люди считают, независимо от своей принадлежности, отражением и выражением своих постоянно меняющихся ценностей, верований, знаний и традиций. Оно включает все аспекты окружающей среды, которые возникли в результате взаимодействия между людьми и пространством в ходе исторического развития». Конвенция акцентирует внимание на общем наследии Европы, все формы которого вместе составляют общий источник памяти, понимания, самобытности, сплоченности и творчества, и идеалов, принципов и ценностей, родившихся из опыта, накопленного благодаря прогрессу и конфликтам прошлого, и способствующих развитию мирного и стабильного общества, основанного на уважении прав человека, демократии и верховенстве закона.
В Конвенции особо подчеркнута связь культурного наследия и знаний. Стороны, подписавшие этот документ, приняли обязательство
- укреплять связь между образованием в сфере культурного наследия и профессиональной подготовкой;
- способствовать включению измерения культурного наследия во все уровни образования;
- содействовать междисциплинарным исследованиям в области культурного наследия, культурных общин, среды и их взаимодействия.
Знакомство с культурным наследием приобретает всё большее значение в образовательных и культурных учреждениях Европы. Европейский Союз, ЮНЕСКО и другие международные организации, уделяя внимание защите культурного и природного наследия, используют это наследие в качестве инструмента для обогащения процесса обучения и воспитания населения, прежде всего молодых людей. Задача заключается в том, чтобы поддерживать в европейцах чувство их общей культурной самобытности путём привлечения внимания европейцев к малоизвестным объектам культуры регионального и местного значения, организовав не только процесс обучения, но и повышения качественного уровня культурно-познавательных туристских маршрутов по местам, имеющим большое значение для европейской культуры.
Использование культурного наследия в процессе образования даёт возможность молодёжи усвоить важность наследия как такового и его роли в развитии общества. С целью обобщения и распространения имеющегося опыта группа педагогов и работников культуры из Бельгии, Австрии, Италии, Нидерландов, Франции, Румынии и Польши начала осуществлять проект, направленный на приобретение навыков непрерывного образования, используя культурное наследие для воспитания. Этот проект, созданный на базе партнёрства преподавателей четырех учебных заведений и пяти учреждений культуры, координатором которого является Landcommanderij Alden Biesen (Бельгия) – государственный культурный центр агентства искусств и наследия Министерства культуры Фламандского правительства, который расположен в старинном замке[1]. Центр организует национальные и международные проекты и курсы, семинары и конференции в сфере европейской культуры и образования. Здесь проходит крупнейший Международный многоязычный фестиваль сторителлинга[2] в Европе. Проект получил название «Возможности использования культурного наследия для воспитания и приобретения ключевых компетенций» (Acquisire competenze chiave attraverso l’educazione al patrimonio culturale – Aqueduct). Был разработан методологический подход и руководство по осуществлению проекта Aqueduct, в котором представлены различные методики обучения и воспитания[3]. Проект Акведукт направлен на оказание помощи преподавателям и другим воспитателям, с тем, чтобы коллективный опыт стимулировал использование культурного наследия в обучении и воспитании, не только для получения знаний, но и для разработки ключевыхкомпетенций в личном развитии, сотрудничестве, общении, культурном самовыражении, приобретении духа инициативы и предпринимательства.
Использование культурного наследия для воспитания, не может ограничиваться исключительно исторической, художественной и культурной тематикой, но включает в себя комплекс ресурсов за их пределами («extra muros»), который предлагает большой потенциал с точки зрения роста и поддержания мотивов, инновационные подходы в междисциплинарных исследованиях, эффективных в отношении деятельности учебных заведений. Акведукт является руководством для преподавателей, студентов, стажёров и учителей, детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет, а также сотрудников учреждений культуры. Между партнёрами проекта распределены сферы ответственности. Лейденский университет (PLATO)[4] отвечает за теоретическую часть, касающуюся получения ключевых компетенций. Три других образовательных учреждения (Лёвен, Грац и Клуж) нацелены на реализацию методов обучения по освоению компетенций, отличающихся от традиционных.
Два учреждения культуры (Краков, Болонья) способствуют продвижению региональной культуры и наследия, выступая посредниками между культурным наследием и населением, предоставляя свои знания методологию деятельности, сеть контактов, популяризацию и так далее. Три остальные учреждения культуры партнерства являются примерами памятников культурного наследия (два замка и аббатство) с устойчивыми связями, как с посетителями, так и со школами, они предоставляют в распоряжение форму, содержание и практику своей деятельности. Независимо от партнёрских связей были созданы девять «тандемов», каждый из которых состоит из учебного заведения и учреждения культуры с целью запуска пилотных проектов которые используют методику Акведукта для приобретения ключевых навыков. Примеры передовой практики были собраны всеми странами партнерства, а также в Марокко, Швеции, Португалии, Ирландии и Англии. Проект Акведукт определяет отношения между воспитанием, с использованием культурного наследия и образованием, ориентированным на приобретение ключевых компетенций для непрерывного обучения в течение всей жизни (LifeLongLearning). Организаторы этого проекта, придерживаясь определения культурного и природного наследия, данного ЮНЕСКО[5], подходят к организации процесса воспитания с точки зрения современного более широкого толкования понятия наследие, которое включает не только архитектурные памятники и другие объекты, а также нематериальное наследие: традиции, ритуалы, праздники, традиционные ремесла и другие виды деятельности, унаследованные от наших предков.
Если в прошлом наследием был исключительно объект для сохранения, то сегодня обращается внимание на потенциальное значение наследия, полезное для достижения социальных целей. Оно может играть роль оздоровительной и расслабляющей среды, что является благом для людей, и в то же время добавлять ценность качеству культурной жизни и деятельности человека, таких, как воспитание, обучение, личное развитие, общение. Эффективное использование наследия укрепляет социальную сплоченность, взаимопонимание между поколениями, содействует развитию межкультурного сотрудничества, и даёт возможность молодёжи приобрести необходимые ключевые компетенции. Воспитание с использованием наследия основывается на том, что сама культурная и историческая среда, даёт возможность молодым людям получить опыт участия в процессе активного познания или самостоятельного открытия; поощряет их рассматривать и обсуждать результаты анализа. Они не только обучаются познанию конкретного культурного контекста, но в процессе изучения получают широкий спектр компетенций и навыков. Во многих случаях стимулятором развития является предпринимательство. Исследование культурного наследия может показать полезные примеры предпринимательства в прошлом. В то же время при активном исследовании наследия, ориентированном на приобретение навыков также поощряет предпринимательство. Процесс обучения превращается в инициативные поездки, открытия, знакомство с положением дел, событиями и людьми, что дает значительно лучший результат усвоения знаний, чем при пассивной передаче знаний в традиционных образовательных системах.
[2]Сторителлинг, способ передачи информации путём увлекательного рассказа,вариант неформального обучения людей через причинно-следственные взаимосвязи и призму ценностей.
[4]PLATO, центр научных исследований и развития в области образования и профессиональной подготовки Лейденского университета. Основан в 1983 г. Проводит исследования, разработку учебных программ и материалов, моделирование воспитательных мероприятий.
[5] Статьи 1 и 2 Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятой в 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.