Зарубежный опыт использования объектов наследия в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи на примере
стран Европы и СНГ
Анализ зарубежного опыта использования объектов культурного и природного наследия в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи на примере стран Европы и СНГ демонстрирует внимание со стороны государственных органов управления к этому направлению образовательной и воспитательной деятельности.
В июне 2014 г. в Чолпон-Ате (Киргизия) прошел III Форум молодых интеллектуалов, посвященный Году туризма в СНГ, на тему «Молодежь СНГ – экокультура и туризм, охрана природы, инновации». В форуме принимали участие представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана,Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Учитывая роль молодёжи в сохранении культурного и природного наследия, отмечая важность эффективного управления природоохранными и культурно-историческими объектами, принимая во внимание общие культурные и исторические ценности народов стран СНГ, участники Форума подчеркнули необходимость активизировать эту деятельность, способствовать развитию культурно-познавательного, творческого и экологического туризма. В итоговом документе Форума подчёркнута готовность активно сотрудничать в деятельности по сохранению природного и культурного наследия, участвовать в выработке единых подходов и механизмов по вовлечению молодёжи в процессы сохранения и популяризации экологического и культурного наследия на всём пространстве Содружества. Особое внимание обращено на реализацию проекта ЮНЕСКО/МФГС «Укрепление роли молодёжи в сохранении разнообразия культурного и природного наследия и развитии культурно-познавательного туризма в странах СНГ». Этот проект был представлен и поддержан Международной научно-практической конференцией «Наука — Сервису», проводившейся в Российском государственном университете туризма и сервиса (декабрь 2014 г.)
Пилотный проект ЮНЕСКО/МФГС [2] «Укрепление роли молодёжи в сохранении разнообразия культурного и природного наследия и развитии культурно-познавательного туризма в странах СНГ»(2014-2017) направлен на повышение потенциала стран СНГ в сфере управления наследием и сохранения разнообразия культурного и природного наследия во всех его формах с привлечением молодёжи к участию в мероприятиях по укреплению роли культуры для устойчивого развития с учётом принципов Конвенций ЮНЕСКО 1972, 2003 и 2005 гг., Программы ЮНЕСКО «Всемирное наследие плюс устойчивый туризм», Резолюций ООН «Будущее, которого мы хотим» и «Культура и устойчивое развитие», а также следуя глобальной цели «Международного Десятилетия сближения культур» (2013-2022). Главными целями программы является поддержка межкультурного диалога посредством культурно-познавательного, творческого и экологического туризма с привлечением молодёжи; разработка в странах СНГ учебных программ и курсов для образовательных учреждений по вопросам сохранения наследия, на основе методических пособий ЮНЕСКО Ассоциированные школы ЮНЕСКО и международную сеть кафедр ЮНЕСКО, а также организация учебно-туристских туров по объектам Всемирного наследия с целью укрепления роли молодёжи в сохранении культурного и природного наследия.
Учитывая мобильность молодёжи в 1987 г., возникла идея организации маршрутов культурного наследия Совета Европы (TheCulturalRoutesoftheCouncilofEurope). Замысел состоял в том, чтобы с помощью путешествий в пространстве и во времени пропагандировать европейскую культурную идентичность и гражданственность как единое целое, одновременно показав многообразие культур европейских стран, использовать доступ и знакомство с культурным и природным наследием как ресурс развития взаимопонимания и диалога между сообществами и внутри них. Официальный лозунг маршрутов – «Откроем для себя наш континент!».
Расширенное частичное соглашение, принятое Комитетом министров в 2010 г., о маршрутах культурного наследия, определяет их как «проект по сотрудничеству в сфере культурно-образовательного наследия и туризма, направленный на развитие и продвижение маршрута или серии маршрутов на основе исторического пути, культурной концепции, выдающейся личности или явления, имеющих транснациональную важность и значение для понимания и уважения к общим европейским ценностям». В маршрутах культурного наследия Совета Европы заложен значительный потенциал для сотрудничества на европейском, национальном, региональном и местном уровнях. В настоящее время в программе задействовано 29 сертифицированных маршрутов, которые охватывают 70 стран, в том числе некоторые страны африканского и азиатского континентов. Однако почти 40% этой сети находится на территории Франции, Италии, Испании, Португалии, Германии и Великобритании. Средимаршрутов культурного наследия Совета Европы: Маршруты викингов; Исторические и легендарные личности Европы; Европейские маршруты еврейского наследия; Индустриальное наследие в Европе; Архитектура без границ; Сельская среда обитания; Ганзейские города, маршруты и памятные знаки.
Первым маршрутом, который был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлен «Главным европейским маршрутом культурного наследия» (Primary European Cultural Itinerary) был «Путь Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела». Каждый участник путешествия может получить паспорт пилигрима, в котором ставятся специальные печати, во всех средствах размещения, в церквях и монастырях, являясь подтверждением прохождения Пути.
Самым протяженным маршрутом (более 4500 км) является «ВияРегия» (ViaRegia). Проект был предложен в 2002 г. конференцией Саксонских политиков под названием «Вия Регия – европейская королевская дорога», как имеющий символическое значение исторический маршрут, существующийболеедвух тысячлет,который будет способствовать процессу европейской интеграции. Маршрут ВияРегияпроходит по территории Испании, Франции, Бельгии, Германии, Польши, Украины, Белоруссии и Литвы.Это экономическая, культурнаяи туристскаясеть, применяющаяновыеформымеждународного сотрудничествастран Европы, в 2005 г. сертифицирована как«Главный европейский маршрут культурного наследияСовета Европы».
Правила выдачи сертификата «Маршрут культурного наследия Совета Европы» определяются Резолюцией Комитета Министров от 8 декабря 2010 г.— CM/Res (2010)52. В этом документе изложен перечень критериев соответствия и приоритетных сфер деятельности. Основным критерием является репрезентативность темы для европейских ценностей и её общность для нескольких стран Европы, а также позволяющей молодёжи осуществлять культурные и образовательные обмены. К приоритетным сферам деятельности относятся: сотрудничество в исследованиях и разработках; популяризация европейского материального и нематериального наследия, разъяснение его исторического значения, сходства в различных регионах Европы; культурные и образовательные обмены для молодых европейцев; современная культурная и художественная практика; культурно-познавательный туризм и устойчивое развитие культуры.
Техническую помощь в деятельности Совета Европы оказывает некоммерческая ассоциация Европейский институт маршрутов культурного наследия (EuropeanInstituteofCulturalRoutes), созданная в Люксембурге (1998). Она рассматривает заявки на новые проекты, проводит мониторинг деятельности и координирует работу организаций-партнёров, занимается распространением информации и хранит архив документов. Программа «Маршруты культурного наследия» является средством практического использования ценностей Совета Европы, утверждает роль культуры и культурного разнообразия в обществе, создает потенциал для социального и экономического развития и благоприятствует обмену передовым опытом и знаниями между людьми. Исследования, проведенные Европейской Комиссией и Советом Европы, показывают, что организация таких маршрутов положительно влияет на инновационную деятельность и конкурентоспособность малых и средних предприятий. Россия присоединилась к Расширенному частичному соглашению о культурных маршрутах Совета Европы в 2012 г., координация обеспечения участия в этой деятельности осуществляется Минкультуры России согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации [3].
Культура и туризм являются важными сферами сотрудничества в рамках Организации черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) [4]. Культурное наследие стран ЧЭС является бесценным источником для устойчивого культурного, экономического и социального развития. В список всемирного наследия ЮНЕСКО входит 93 объекта культурного и природного наследия региона ЧЭС, в то время как более 160 объектов заявлено в Предварительном списке. Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО включает 27 наименований народного творчества и устных традиций региона ЧЭС. Вопросы культурно-познавательного туризма / маршрутов культуры в течение длительного времени стоят на повестке дня Рабочей группы ЧЭС по сотрудничеству в сфере туризма и Рабочей группы ЧЭС по культуре. Рабочая группа по сотрудничеству в сфере туризма в 2013–2015 гг.уделяет внимание проблемам развития туризма и охраны культурного наследия, стимулируя меры по сохранению культурного, природного и нематериального наследия, культурного разнообразия, уделяя первоочередное внимание международным механизмам сотрудничества в Черноморском регионе и развитию региональных культурных проектов. В декабре 2013 г. на Сорок второй сессии Генеральной Ассамблеи был заслушан и утвержден доклад «Материальное и нематериальное культурное наследие – способ соединения культурных маршрутов и туризма в государствах-членах ЧЭС» [5].
Развитие культурных и туристских маршрутов имеет значительный потенциал для экономического, культурного и социального роста в регионе ЧЭС. Развитие культурной и туристической политики может способствовать сохранению материального и нематериального культурного наследия, содействию экономического развития и занятости населения, укреплению и поощрению разнообразия туристических услуг, сохранению поселений, развитию культурного взаимопонимания. В октябре 2012 г. были предложены следующие проекты: «Маршрут розы» (Республика Болгария); «Маршруты чеканных монет» (Греческая Республика); «Маршрут римских императоров» (Республика Сербия); «Шелковый путь» (Турецкая Республика); «Винные пути Азербайджана» (Азербайджанская Республика); «Виноградные и винные маршруты Армении» (Республика Армения); «Легенда об аргонавтах» (Грузия), а также «Парусник XIII века «Киликия» (Республика Армения). Государства-члены ЧЭС принимают участие в маршрутах культурного наследия Совета Европы: «Ганзейские города, маршруты и памятные знаки» (Россия); «Маршруты викингов» (Греция, Россия, Турция, Украина); «Маршруты финикийцев» (Греция, Турция); «Маршрут оливковое дерево» (Албания, Греция, Сербия, Турция); «Маршрут «Царский путь» (Украина); «Транс-романика — романский маршрут европейского наследия» (Сербия); «Винные пути Европы» (Армения, Азербайджан, Грузия, Греция, Молдова, Румыния);«Маршрут по европейским кладбищам» (Греция, Россия, Сербия).
Было бы целесообразно, используя опыт Совета Европы и Организации черноморского экономического сотрудничестваорганизовать на территории России сеть познавательно-исторических туристских маршрутов культурного наследия (Наследие России) и утвердить порядок их сертификации.Европейский подход к проблемам воспитания молодёжи и ценностной её ориентации исходит из того, что молодым людям нужно дать максимальные возможности для внесения своего вклада в цивилизационное развитие общества, эффективного участия в реализацию общеевропейских демократических ценностей. Процесс формирования европейского юношеского самосознания осуществляется на основе расширения образовательных возможностей и возможностей культурного развития. Сегодня воспитание гражданина Евросоюза является приоритетным направлением в работе с молодёжью. Одним из основных документов, регулирующих молодежную политику, является Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни муниципальных и региональных образований. Она регламентирует все сферы жизнедеятельности молодежи, предусматривает социокультурную интеграцию молодёжи, её деятельное участие в развитии гражданских институтов, демократического сообщества. Молодых людей учат знать и отстаивать свои права, прививаются прагматические качества, нацеленные на «социально-политическую активность молодёжи», поощряя развитие волонтёрских качеств, основанных на гуманизме, милосердии, толерантности.
Помимо общеевропейских принципов работы с молодёжью в большинстве стран Европы практически отсутствует концепция нравственного формирования человека, различные проекты формирования духовной культуры, нравственного воспитания личности молодого человека не получают государственную поддержку. Интересные практики деятельности по культурно-нравственному воспитанию молодёжи в отдельных странах-участницах ЕС реализуются только на уровне частных, групповых инициатив некоммерческих организаций, а также через миссионерскую деятельность в рамках той или иной религии.
Примечания и литература:
1. Статья подготовлена при использовании средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 25.07. 2014 г. № 243-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.
2. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества стран-участников СНГ.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 738-р [Об участии Российской Федерации в Расширенном частичном соглашении о культурных маршрутах Совета Европы] (с изменениями на 26 декабря 2013 года).
4. Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) была основана 25 июня 1992 г. в Стамбуле, когда была принята Декларация саммита глав государств и правительств одиннадцати стран — Республика Албания, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Республика Болгария, Грузия, Греческая Республика, Республика Молдова, Румыния, Российская Федерация, Турецкая Республика и Украина. Республика Сербия присоединилась к Организации в качестве государства-члена в 2004 г.