ДРОГОВ И. А. О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО И СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА 2010–2017 ГОДЫ
О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО И СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА КАК ВИДА СПОРТА НА 2010–2017 ГОДЫ
Дрогов И. А., к.п.н,
профессор РГУФКСиТ, член Президиума
Международной Туристской Академии.
В мировой практике самодеятельное туристское движение и детско-юношеский туризм России представляют собой уникальное социальное явление. В нормативную базу входят: разрядные требования, продуманная, обеспечивающая безопасность система правил; классификация маршрутов, перевалов, вершин, каньонов, рек, пещер; каталоги перевалов и вершин, а также десятки тысяч отчетов о походах. Таким образом, за предыдущие годы создан огромный интеллектуальный потенциал, сформировавший в конечном итоге национальный вид спорта – спортивный туризм, базирующийся на самодеятельном туристском движении и не имеющий аналогов в мире.
ABOUT THE PROGRAMDEVELOP YOUTHAND SPORTS TOURISMAS A SPORT2010–2017 FOR
Drogov Igor A.
In world practice,amateurtourist trafficanda youthtourismRussiarepresent a uniquesocial phenomenon.In theregulatory frameworkinclude:bitrequirements, robust, providing thesecuritysystem of rules, the classification ofroutes, passes, peaks,canyons, rivers, caves, catalogspassesand peaks,as well astens ofthousands of reportsof the campaigns. Thus, over thepastyears agreat intellectual potential, eventuallyformed anational sport-sports tourism,based onan amateurtouristtraffic andhas no analoguesin the world.
Спортивный туризм является видом спорта, включенным в ЕВСК в 1965 году и подтвердившим свое включение во всероссийский реестр в 2008 году, когда Федеральным агентством по спорту РФ была утверждена новая редакция Правил соревнований по спортивному туризму. В 2009 году были утверждены разрядные требования по спортивному туризму по группе дисциплин «маршрут» (до первого разряда включительно) и по группе дисциплин «дистанция».
Детско-юношеский и спортивно-оздоровительный туризм представляют собой уникальную систему, в которой задействованы компоненты профессионального, идеологического, духовного, экономического плана. Это позволяет нам говорить о многополярности туризма. Под детско-юношеским и спортивно-оздоровительным туризмом понимают путешествия, походы, слеты и соревнования, полевые туристские лагеря и другие рекреационные мероприятия, осуществляемые в целях духовного, физического и интеллектуального развития человека и общества.
В соответствии с федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятым в 1996 году, приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Исходя из понятий спортивно-оздоровительного и детско-юношеского туризма и реализуя приоритетные направления общественно-государственной поддержки в области туризма, необходимо осуществить комплекс мер, направленных на возрождение в Российской Федерации инфраструктуры многоотраслевого туристского комплекса и туристского движения социальной направленности.
В мировой практике самодеятельное туристское движение и детско-юношеский туризм России представляют собой уникальное социальное явление. К девяностым годам прошлого столетия сформировалась глубоко проработанная, нормативная база детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма, направленная на безопасность проведения спортивных походов и путешествий. В нормативную базу входят: разрядные требования, продуманная, обеспечивающая безопасность система правил; классификация маршрутов, перевалов, вершин, каньонов, рек, пещер; каталоги перевалов и вершин, а также десятки тысяч отчетов о походах. Таким образом, за предыдущие годы создан огромный интеллектуальный потенциал, сформировавший в конечном итоге национальный вид спорта – спортивный туризм, базирующийся на самодеятельном туристском движении и не имеющий аналогов в мире. Продолжает развиваться и совершенствоваться государственная система детско-юношеского туризма. Создана уникальная в мире разветвленная сеть учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля, которая осуществляет обучение, воспитание, оздоровление и профессиональную ориентацию подрастающего поколения.
Государственная система детско-юношеского туризма России базируется на федеральных и муниципальных органах управления образованием в структуре которых работает около 400 центров, станций и баз юных туристов а также свыше 2000 дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма. В детских профильных туристских учреждениях трудятся свыше 11 тысяч квалифицированных педагогов.
Ежегодно в Российской Федерации организуется свыше 6480 профильных лагерей в которых получают туристские навыки и оздоравливаются свыше 442 тысяч детей. В туристско-краеведческих кружках и секциях только учреждений дополнительного образования постоянно занимаются свыше 425 тысяч детей, а в походах, экспедициях и путешествиях, организованных ими, участвуют около 5 миллионов детей.
В Российской Федерации успешно развивается туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество», в рамках которого решаются следующие задачи: воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края; приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности; сохранение исторической памяти; совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся
В настоящий момент завершается работа по созданию Международной федерации спортивного туризма (предполагаемые члены Россия, Украина, Белоруссия, другие страны бывшего СССР, Болгария и Китай).
Ежегодный календарь всероссийских туристских соревнований включает в себя более 10 чемпионатов России (по различным дисциплинам групп «дистанция» и «маршрут»), многоэтапные соревнования на Кубки России (также по различным дистанциям), соревнования федеральных округов.
К особенностям спортивного туризма, как вида спорта, следует отнести наличие в структуре спортивного туризма собственной системы подготовки туристских кадров: инструкторов туризма, тренеров-преподавателей, гидов-проводников, судей туристских соревнований.
Реструктуризация спортивного туризма, как и проблемы Туристско-спортивного союза России, связаны с затянувшейся перестройкой системы спортивного туризма, вынужденно начатой в начале девяностых годов прошлого столетия в связи с прекращением профсоюзного финансирования системы самодеятельного туризма в СССР. Недостаточное развитие спортивного туризма в России, как это ни парадоксально, имеет причиной популярность туризма как вида активного отдыха. Слишком многие в России занимаются туризмом для собственного удовольствия, слишком много проводится массовых туристских мероприятий невнятной программы и неясного целеполагания.
Кроме того, концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России. В настоящей Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.
Улучшение социально-экономического положения страны в последнее десятилетие положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта, наблюдавшихся в 90-е годы.
За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Реализуется федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы», однако развитие спортивного туризма эта программа не затрагивает.
В то же время уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации. При этом расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России.
Таким образом, перед сферой физической культуры, спорта и туризма стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов.
В середине текущего десятилетия в сфере физической культуры, спорта и туризма страны возник комплекс проблем. Первой проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.
В целом в России не менее 60 процентов обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только 14 процентов обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.
Спортивный туризм является малозатратным видом спорта, не требует больших капиталовложений на строительство стадионов и спортивных залов, так как занятия происходят в природной среде. Подготовка призывников средствами СТ позволяют подготовить их к службе в армии.
Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 85 процентов граждан, в том числе 65 процентов детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.
Существующие ограничения в использовании государственно-частного партнерства не позволяют активно развивать спортивно-зрелищную индустрию и спортивную промышленность, обеспечивать доступность спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг.
Второй проблемой является отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны.
Таким образом, целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
1) создание национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры, спорта и туризма как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях;
4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва.
5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического потенциала физкультурно-спортивной деятельности;
6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
7) создание системы обеспечения общественной безопасности.
Основные проблемы развития спортивно-оздоровительного туризма коренятся в его необъятности (пешеходный, лыжный, горный, водный — на разных классах судов — и другие виды туризма в группах дисциплин «маршрут» и «дистанция») и в отсутствии ясных международных перспектив. Для того, чтобы развить спортивный туризм во всех его видах, необходимо приложить столько же усилий, сколько нужно для развития нескольких видов спорта. В то же время появляются надежды на проведение в ближайшее время международных туристских соревнований, могущих дать толчок развитию спортивного туризма.
В русле современной политики, проводимой на федеральном и региональном уровнях органами государственной власти, перспективы развития спортивно-оздоровительного и детско-юношеского туризма, роста его массовости и популярности выглядят осуществимыми. Для развития детско-юношеского и спортивного туризма в Российской Федерации разработана программа на 2010–2017 годы, включающая основные направления, рекомендованные Министерством спорта, молодежной политики и туризма РФ:
— развитие вида спорта в субъектах Российской Федерации;
— региональное развитие вида спорта, повышение его массовости, проведение физкультурных мероприятий;
— международное развитие вида спорта, создание международной спортивной федерации, представительство в ее руководящих органах;
— кадровое обеспечение вида спорта;
— пропаганда и популяризация вида спорта;
— финансовое обеспечение вида спорта, его экономический потенциал;
— материально-техническое обеспечение вида спорта.
Целью программы является:
Дальнейшее развитие детско-юношеского и спортивного туризма как вида спорта на территории Российской Федерации в компонентах массовости и в компонентах спортивного совершенствования.
Задачи:
1.Проведение мониторинга развитости туристско-оздоровительной работы на территории Российской Федерации, организация регулярного проведения массовых физкультурных мероприятий, популяризирующих спортивных туризм в детской и молодежной среде.
2.Активизация работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в детско-юношеском и спортивно-оздоровительном туризме: инструкторов и судей спортивных туристских соревнований, тренеров-преподавателей и других категорий кадров.
3.Закрепление за существующими центрами массовой туристско-оздоровительной и спортивной работы, составление планов и организация методического сопровождения подготовки спортсменов к тем или иным спортивным туристским соревнованиям.
4.Установление взаимодействия Туристско-спортивного союза России, Академии детско-юношеского туризма и краеведения с Министерством спота, туризма и молодежной политики Российской Федерации в вопросах финансирования проведения массовых всероссийских соревнований по спортивному туризму России.
5.Определение количества соревнований, обеспечивающих потребность туристов Российской Федерации необходимой соревновательной практикой на дистанциях, приближенных по уровню сложности к дистанциям чемпионатов России.
6.Регулярное проведение всероссийских соревнований по спортивному туризму по группам дисциплин «дистанции пешеходные», «дистанции лыжные», «дистанции горные», «дистанции водные», «маршруты».
7.Создание системы проведения всероссийских учебно-тренировочных сборов по подготовке сборных команд к участию в всероссийских и международных соревнованиях.
8.Устранить назревшие противоречия в функционировании и развитии социального (преимущественно социокультурной, спортивной и оздоровительной направленности) и коммерческого туризма;
9.Внедрить в практику работы проведение Всероссийского смотра-конкурса учреждений, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма;
10. Внести в календарь Всероссийских массовых спортивных мероприятий «Всероссийский туристский фестиваль «Моя Россия»;
11. Ввести круглогодичные скидки на проезд по железной дороге для оформленных туристских групп детей и учащейся молодежи (студентов);
12. Содействовать введению в действие комплекса конкретных нормативно-правовых мер, усиливающих ответственность общества и государства за состояние и степень развития социального туризма. Усилить единство государственных и общественных форм управления туризмом в Российской Федерации;
13. Способствовать внедрению детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма в систему образовательных учреждений любых типов, в спортивно-оздоровительных лагерях, на базах рекреационно-реабилитационного типа, учреждениях санаторно-курортного профиля, на предприятиях и организациях, по месту жительства населения;
14. Способствовать развитию материально-технической базы, созданию и реконструкции имеющихся баз, комплексов, центров социального туризма;
15. Содействовать формированию современного, сбалансированного, цивилизованного туристского рынка социальной направленности, увеличению его доходной части;
16. Не допускать ликвидации и реорганизации учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Развить спортивный туризм можно, лишь выстроив его спортивную инфраструктуру. Этот процесс необходимо вести параллельно с процессом развития массовой физкультурно-спортивной работы с молодежью средствами туризма. Проведение этой работы также нуждается в инфраструктуре, но и физкультурно-массовую и спортивную работу невозможно вести с помощью одной туристской организации – федерации спортивного туризма.
Определение спортивного туризма как вида спорта, в основе которого лежат систематические тренировки и участие в соревнованиях с целью достижения спортсменом наивысших показателей, подразумевает очевидную необходимость создания системы координации деятельности региональных туристско-спортивных организаций. Эта система должна функционировать в действующем законодательном и нормативно-правовом поле, на основе государственной политики в области развития физической культуры, спорта и туризма, используя общепринятые принципы организации других видов спорта. Базой для такой системы могут служить две подсистемы: подсистема детско-юношеского туризма и подсистема молодежного туризма. Первая подсистема складывается из отделений спортивного туризма в спортивных школах или спортивно-туристских секций, работающих на базе общеобразовательных учреждений, но управляемых и финансируемых областным центром детско-юношеского или спортивно-оздоровительного туризма (второй вариант представляется предпочтительным по целому ряду существенных обстоятельств, наличествующих в России в настоящее время). Вторая подсистема состоит из районных спортивно-туристских клубов. Руководящим государственным органом обеих подсистем должен стать отдел спортивно-оздоровительного туризма Министерства по спорту, туризму и молодежной политике РФ, руководящей общественной организацией – федерация спортивно-оздоровительного туризма России, получившая государственную аккредитацию.
Для обеспечения эффективной деятельности спортивно-туристских секций и клубов Федерацией спортивно-оздоровительного туризма в ближайшее время должны быть созданы:
·Коллегия судей спортивных туристских соревнований по группам дисциплин «дистанция»; «маршрут» и спортивно-туристская маршрутно-квалификационная комиссия;
·Коллегия инструкторов туризма;
·Комиссии по соревнованиям, занимающаяся формированием сборных команд России по спортивному туризму.
Функцией коллегий судей кроме проведения соревнований будет ведение базы данных спортивных судей и базы данных разрядников и Мастеров спорта по виду спорта «спортивный туризм». Коллегия инструкторов туризма кроме организации курсов инструкторов будет вести базу данных инструкторов туризма России.
Предлагаются конкретные сроки и этапы реализации Программы развития детско-юношеского и спортивного туризма на 2010–2017 годы
Этапы и мероприятия
Сроки
Первый этап (установочный)
2010 год
Проведение мониторинга развитости туристских форм массовой физкультурно-оздоровительной работы на территории Российской Федерации, проведение «пилотных» соревнований по спортивному туризму на пешеходных, лыжных, горных, водных и других дистанциях.
2010 год
Закрепление за существующими центрами детско-юношеского туризма и краеведения специализации в дисциплинах туризма.
2010 — 1011 гг.
Разработка технических регламентов (стандартов) по оказанию туристских услуг в сфере спортивного и детско-юношеского туризма
2010 — 1011 гг.
Разработка и реализация региональных программ развития детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма
2010 — 1011 гг.
Проработка и согласование вопросов о создании в отдельных регионах опорных зон и экспериментальных площадок для накопления, обобщения и распространения в другие регионы России опыта организации и проведения туристско-краеведческой работы
2010 — 1011 гг.
Проведение Всероссийского семинара-совещания «Детско-юношеский и спортивно-оздоровительный туризм: проблемы, пути их решения»
2010 г.
Подготовка судей соревнований по спортивному туризму.
Ежегодно.
Подготовка руководителей детских спортивно-туристских секций (инструкторов детско-юношеского туризма, инструкторов-методистов по туризму и других категорий кадров).
Ежегодно
Второй этап (развивающий)
2011 год
Проведение массовых мероприятий, направленных на популяризацию детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма
Начиная с 2011 года — ежегодно.
Открытие новых детско-юношеских туристско-спортивных секций и клубов.
Начиная с 2011 года — ежегодно.
Развитие инфраструктуры детско-юношеского и спортивно- оздоровительного туризма и его внедрение в образовательных учреждениях, в спортивно-оздоровительных лагерях, базах рекреационно-реабилитационного типа и учреждениях санаторно-курортного профиля.
Начиная с 2011 года — ежегодно.
Включение чемпионатов, слетов, соревнований, первенств по видам туризма во Всероссийскую спартакиаду школьников
Начиная с 2011 года — ежегодно.
Создание в образовательных учреждениях туристских клубов и совершенствование подготовки инструкторов спортивного туризма
Начиная с 2011 года — ежегодно.
Создание учебных туристско-экологических троп и полигонов для отработки туристских навыков
Начиная с 2011 года — ежегодно
Проведение всероссийских соревнований (чемпионатов и первенств) по детско-юношескому и спортивному туризму. Группа дисциплин «дистанции пешеходные», «дистанции лыжные», «дистанции горные», «дистанции на средствах передвижения».
Начиная с 2011 года — ежегодно.
Проведение учебно-тренировочных сборов кандидатов в юношескую сборную России по спортивному туризму
Начиная с 2011 года — ежегодно.
Участие сборной команды России в чемпионате, первенствах и соревнованиях на Кубок России и международных соревнованиях. Группа дисциплин «дистанции пешеходные», «дистанции лыжные».
Начиная с 2011 года — ежегодно.
Проведение всероссийских соревнований (чемпионатов и первенств) по спортивному туризму. Группы дисциплин «маршруты».
С 2011 года — ежегодно.
Участие сборной России в чемпионате, первенствах и соревнованиях на Кубок России. Группа дисциплин «маршрут»
С 2011 года — ежегодно.
Проведение международного туристского фестиваля, посвященного 65 летию спортивного туризма
2011 год
Создание цикла телепередач, посвященных детско-юношескому и спортивно-оздоровительному туризму
С 2011 г. ежегодно.
Третий этап (закрепляющий).
2012 — 2014 гг.
Подготовка и издание методических материалов по детско-юношескому и спортивно-оздоровительному туризму
Ежегодно
Проведение социологических исследований по вопросам развития детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма
Один раз в 4 года
Проведение межрегиональных научно-практических конференций и семинаров
Один раз в 2 года
Создание и организация деятельности (ВНИК) по разработке и внедрению концепции развития детско-юношеского и спортивно-оздоровит. туризма
Один раз в 4 года
Проведение профильных смен полевых туристских лагерей (юные туристы-спасатели, патриотические, экологические, краеведов, туристов-водников, пешеходов, лыжников и др.) 15 – 20 смен ежегодно.
Ежегодно.
Подготовка судей соревнований по спортивному туризму. Подготовка руководителей детских туристско-спортивных секций (инструкторов детско-юношеского туризма, инструкторов-методистов туризма). Проведение массовых физкультурных мероприятий, направленных на популяризацию детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма. Открытие новых туристско-спортивных секций и клубов.
Ежегодно.
Проведение всероссийских соревнований (чемпионатов и первенств) по спортивному туризму. Группа дисциплин «дистанции пешеходные», «дистанции лыжные», «дистанции горные» «дистанции на средствах передвижения». Проведение учебно-тренировочных сборов кандидатов в юношескую сборную России по спортивному туризму. Участие юношеской сборной России в чемпионате, первенствах и соревнованиях на Кубок России, международных соревнованиях. Группы дисциплин «дистанции пешеходные», «дистанции лыжные», «дистанции горные», «дистанции на средствах передвижения», «маршруты».
Ежегодно
Проведение всероссийских соревнований по спортивному туризму. Группы дисциплин «дистанции пешеходные», «дистанции лыжные», «дистанции горные», «дистанции на средствах передвижения», «маршруты».
Начиная с 2012 года ежегодно
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
1.В области подготовки кадров для детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма в регионах России:
·инструкторов детско-юношеского туризма – не менее 1000 чел. в год;
·инструкторов-методистов туризма – не менее 200 чел. в год;
·судей спортивных туристских соревнований – не менее 300 чел. в год.
2.В области укрепления инфраструктуры детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации существующих и открытие новых спортивно-туристских секций, всего не менее 140 спортивно-туристских секций, 90 детско-юношеских и молодежных спортивно-туристских клубов.
Оздоровление детей и молодежи в профильных сменах полевых туристских лагерей (юные туристы-спасатели, патриотические, экологические, археологические, краеведов, туристов-водников, пешеходов, лыжников и др.) 35 – 50 смен ежегодно, с охватом не менее 200 тысяч человек.
3.В области проведения массовых спортивных мероприятий: стабилизация календаря массовых спортивных и туристско-оздоровительных мероприятий на уровне 15–20 мероприятий в год, проведение чемпионатов и первенств России по основным группам дисциплин спортивного туризма.
4.В области участия сборных команд во всероссийских соревнованиях по спортивному туризму:
·Проведение учебно-тренировочных сборов по подготовке сборных команд России к участию во всероссийский и международных спортивных туристских соревнованиях – не менее трех сборов в год, начиная с 2011 г.
·Выступления юношеских сборных команд России: участие сборных команд в чемпионатах и первенствах России по спортивному туризму в группах дисциплин «маршрут», «дистанции пешеходные», «дистанции лыжные», «дистанции горные», «дистанции водные», «дистанции на средствах передвижения».
* спортсменов массовых разрядов – не менее 25000 чел. в год; перворазрядников – не менее 5000 человек в год;
·кандидатов в мастера спорта – не менее 1000 чел. в год;
·Мастеров спорта России – не менее 80 чел. в год.
Для развития детско-юношеского и спортивного туризма как вида спорта необходимо предусмотреть создание материальной базы, в которую целесообразно включить:
№
Наименование объектов материальной базы
Сроки реализации
1
Создание на федеральном и окружном уровне системы физкультурно-оздоровительных комплексов сферы спортивного туризма в городской среде обитания человека
Ежегодно, начиная с 2011 г.
2
Создание на федеральном уровне спортивно-оздоровительных комплексов (полигонов) сферы спортивного туризма в природной среде обитания человека, ориентированных на различные виды спортивно-оздоровительного туризма и по направлениям деятельности в разных видах туризма
Ежегодно, начиная с 2011 г.
3
Разработка и реализация реальных моделей инфраструктуры СТ в природной среде обитания человека на базе национальных природных парков.
2011 — 2015 гг.
4
Строительство в Москве Всероссийского центра спортивного туризма и обеспечение его штатным составом на регулярной основе
2013 — 2014 гг.
5
Строительство центров спортивного туризма в крупных городах России
Ежегодно, начиная с 2011 г.
6
Строительство центров спортивного туризма, туристских приютов в природной среде и маркированных туристских маршрутов в географических регионах массового спортивного туризма (Кавказ, Алтай, Саяны и др.)
2011 — 2017 гг.
7
Обеспечение оперативной радиосвязи с туристами, находящимися на маршруте
Ежегодно, начиная с 2011 г.
8
Создание Всероссийской библиотеки по спортивному туризму при Всероссийском центре спортивного туризма и обеспечение его штатными единицами
2011 — 2017 гг.
9
Создание музея туризма и альпинизма
2011 — 2012 гг.
Создание подсистемы безопасности спортивно-оздоровительного туризма
1
Создание на уровне государства межведомственного координационного органа одной из главных задач которой является решение вопросов безопасности
МЧС, Минспорт-туризм, ТССР
2
Подготовка общественных спасателей
ежегодно
МЧС, ТССР
2.1
Утверждение статуса Общественного спасателя в природной среде
2010-2012
МЧС, ТССР
2.2
Утверждения системы подготовки общественных спасателей с участием ТССР.
20010-2013
МЧС, ТССР
2.3
Утверждение в МЧС программ подготовки общественных спасателей в природной среде с участием ТССР и технологии взаимодействия с ТССР по подготовке общественных спасателей.
2008
МЧС, ТССР
2.4
Создание и развитие по стране общественных спасательных отрядов и формирований при структурах ТССР.
2010-2020
МЧС, ТССР
2.5
Кадровые мероприятия по подготовке общественных спасателей в природной среде
ежегодно
МЧС, ТССР
3
Вопросы связи со спасотрядами
ежегодно
МЧС, ТССР
3.1.
Организация доступной связи со спасотрядами (проката раций при спасотрядах регионов, согласования каналов связи, выделения единого канала связи, расширение сети мобильной связи и др.)
ежегодно
3.2.
Внедрение системы обнаружения и спасения КОСПАС САРСАТ, и ее развертывание
2010-2020
Правительство РФ и МЧС
4
Организационные мероприятия
Ежегодно
4.1.
Информационное обеспечение о месторасположении всех спасательных подразделений различного подчинения по регионам России
Ежегодно
4.2.
Улучшение мтб оснащения спасательных служб современным оборудованием
2010-2020
Правительство РФ и МЧС
4.3.
Отмена системы регистрации маломерных разборных туристских судов (каяков, байдарок, катамаранов, плотов и др.), применяемых на туристских маршрутах
2009
ГИМС МЧС
4.4.
Отработка механизма совместных действий МЧС и ТССР при проведении мероприятий СТ: туриад в одном географическом районе, спортивных экспедиций, массовых спортивных соревнований.
2010-2013
МЧС, ТССР
4.5.
Создание региональных инфраструктур по безопасности в природной среде
2010-2020
МЧС, ТССР,
региональные органы власти, страховые
компании
5.
Профилактические мероприятия
5.1.
Отработка механизма взаимодействия и совместное проведение профилактических мероприятий по предупреждению травматизма и несчастных случаев в районах массового посещения туристами
2010-2020
МЧС, ТССР
5.2.
Поддержка системы маршрутно-квалификационных комиссий ТССР. Отработка регистрации туристских групп и взаимодействия со спасслужбами по контролю сроков прохождения маршрутов.
2010-2015
Минспорттуризм, МЧС,
ТССР
5.3.
Международное сотрудничество и обмен опытом взаимодействия между спасательными службами различных стран, между спасательными службами и спортивными федерациями для решения вопросов спасения за рубежом.
2010-2020
МЧС, ТССР, МИД
6
Проведение соревнований по отработке техники спасения и строительство полигонов. Проведение массовых соревнований по технике спортивного туризма на искусственных и природных препятствиях по безопасности и поисково-спасательным работам. Строительство туродромов (полос препятствий) в городской и природной среде
2010-2020
Минспорттуризм, МЧС,
ТССР
7
Информационное обеспечение
7.1.
Создание системы информационного оповещения о природных аномалиях и стихийных бедствиях
2010-2020
МЧС
7.2.
Сбор информации и анализ несчастных случаев в природной среде
Ежегодно
МЧС, ТССР
7.3.
- издание литературы, справочников и учебников по безопасности прохождения маршрутов, картографических и информационных материалов, маркированных маршрутов и др.; -выпуск телевизионных программ и передач, проведение выставок по тематике спортивного туризма и безопасности
- финансовая поддержка и открытие массовых школ туристской подготовки в общеобразовательных школах, образовательных учреждениях, вузах, по месту жительства, при районных и городских клубах туристов, а также в местах прохождения маршрутов;
-пропаганда в СМИ безопасного прохождения маршрутов и системы обеспечения безопасности;
-создания в районах прохождения маршрутов при спасательных отрядах пунктов проката раций (сообщение телефонов спасотрядов), информационно-консультационных пунктов и пропаганда регистрации групп в спасательных службах перед выходом на маршрут и др.
2008-2013
Минспорттуризм, МЧС,
ТССР
7.4
Конференции и семинары по безопасности в спортивном туризме
Ежегодно
Минспорттуризм, МЧС,
ТССР
Подсистема информационно-рекламной и издательской деятельности
1.
Создание информационно-издательского центра «Русский Турист»
2010-2012
Минспорттуризм, ТССР
2.
Выпуск периодического издания « Русский турист»
Ежеквартально
Минспорттуризм, ТССР, Изд. «Сов. спорт»,
3.
Организация и поддержка интернет-сайта по теме «Спортивный туризм»
2010,ежегодно
Минспорттуризм, ТССР
4
Проведение Всероссийской фотовыставки «Спортивный туризм и путешествия в России», передвижные выставки по Регионам России
Ежегодно
Минспорттуризм, ТССР
5
Проведение Всероссийского конкурса фильмов по спортивному туризму
Ежегодно
Минспорттуризм, ТССР
4.
Выпуск книжной, рекламной, методической и справочнойпродукции в сфере спортивного туризма
Ежегодно
Минспорттуризм, ТССР
5.
Организация и проведение выставок и иных мероприятий для популяризации спортивного туризма в России
Ежегодно
Минспорттуризм, ТССР
6.
Подготовка предложений по отражению материалов о развитии спортивного туризма на телевидении и радио, включая создание цикла телепередач, посвященных СТ
2010-2013
Минспорттуризм, ТССР
7.
Подготовка и издание сборника нормативно-правовых актов по спортивному туризму
1 раз в 4 года
Минспорттуризм, ТССР
8.
Проведение конкурсов региональных средств массовой информации, местного телевидения на лучшую публикацию, передачу по спортивному туризму
Ежегодно
Органы испол-нительной
власти субъектовРФ
9.
Создание информационной системы сбора и анализа качественной и количественной информации в сфере спортивно-оздоровительного туризма