Главная страница arrow Статьи членов МТА arrow Путрик Ю.С., Караневский П.И. Развитие системы образования и научного обеспечения в сфере туризма...

Путрик Ю. С., Караневский П. И. Развитие системы образования и научного обеспечения в сфере туризма…

Версия для печати Отправить на e-mail
Путрик Ю. С.,
профессор РГУТиС, зав. кафедрой туризма МосГУ,
Первый вице-президент Международной туристской академии,
Член президиума Национальной академии туризма
кандидат географических наук

Караневский П. И.,
доцент кафедры туризма МосГУ,
Действительный член Международной туристской академии,
Национальной академии туризма,
Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов, турменеджеров

Российская Федерация, имея огромный природный и историко-культурный туристский потенциал, принимает менее 1% от мирового потока туристов. Очевидно, что для приема потока туристов, отвечающего возможностям и интересам страны, необходимо развивать инфраструктуру во всем ее многообразии, но сделать это повсеместно нереально. Для выявления основных направлений развития туризма необходимо проведение многоплановых и системных научных исследований, роль которых постоянно растет в мире. Система научных исследований тесно связана с процессом подготовки кадров для сферы туризма.


В СССР кадры для туризма готовила Высшая школа профсоюзного движения им. Н. М. Шверника, выпускавшая ежегодно до 25 специалистов туристско-экскурсионной работы. Общественно-экономическая перестройка 80-х гг. ХХ в. привела к развитию системы туристского образования. На базе курсов подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туристского обслуживания был создан Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (ИПК РТЭО), преобразованный в 1991 г. в Российскую международную академию туризма (РМАТ). Высшие курсы Интуриста были преобразованы в 1976 г. в ИПК работников Госкоминтуриста, а позже – в Высшую школу туризма и гостиничного дела с научно-исследовательской лабораторией по иностранному туризму. Ведущие специалисты в сфере психологии, педагогики, литературы и искусства, архитектуры, экономики, радио- и тележурналистики, внутренней и внешней политики обеспечили высокий уровень подготовки гидов-переводчиков. В 2002 г. это учебное заведение было преобразовано в Академию туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы. В 1989 г. образован Сочинский государственный университет туризма и курортного дела – первый в СССР специализированный государственный ВУЗ в сфере туризма. Период второй половины 90-х гг. ХХ в. – до настоящего времени отмечен лавинообразным нарастанием количества высших и средних учебных заведений, предлагающих получение специальностей в сфере туризма и гостеприимства. Процесс этот, видимо, продолжится в связи с растущим интересом к этим специальностям, востребованностью специалистов повсеместно в нашей стране, заинтересованной в развитии туризма, а также в связи с проведением Олимпийских игр в 2014 г. в Сочи.


Значительный рост туристских потоков в мире с начала 60-х гг. вызвал усложнение хозяйственно-территориальных структур туризма, что потребовало применения системного подхода к анализу тенденций в развитии туризма как всеобщего явления1 [8]. В этот период в СССР формируется рекреационная география2 как раздел географической науки, а с 70-х гг. получает развитие система научного обеспечения в сфере туризма и экскурсий. Выходят исследования по рекреационным ресурсам3 [16], экономике4 [1], географии туризма5 [3]. Коллективом авторов Института географии АН СССР в 1975 г. сформулированы понятия и основные положения Территориальной рекреационной системы (ТРС)6 [20]. Таким образом, были заложены теоретические основы географии туризма и рекреационной географии, обозначен системный подход к проблемам туризма и отдыха, намечены пути их решения.

В 1975 г. создана Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория по туризму и экскурсиям (ВНИЛТЭ) Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС. ВНИЛТЭ проводила социологические и статистические исследования по проблемам туризма и отдыха7 [4],

________________________________________________________________________________

1 Касаткин В. Ф. Факторы развития и общественное значение туризма. Учебное пособие. М: ЦРИБ «Турист», 1983.
2 Рекреация (от лат. recreato — восстановление) — восстановление и развитие здоровья и трудоспособности, физических и духовных сил человека, затраченных в процессе жизнедеятельности. Используется как понятие, охватывающее все виды деятельности человека в свободное время, включая санаторно-курортное лечение и туризм. В таком толковании термин «рекреация» введен в оборот в конце 60-х гг. проф. Преображенским В. С.— основоположником рекреационной географии. Термином «рекреация» педагоги общеобразовательных школ обозначают коридорное пространство школьного здания, где находятся учащиеся на переменах.
3 Родоман Б. Б. Поляризация ландшафта как средство сохранения биосферы и рекреационных ресурсов.// Ресурсы, среда, расселение. М.: Наука, 1974.
4 Азар В. И. Экономика и организация туризма. М., 1972.
5 Ананьев М. А. Экономика и география международного туризма. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975.
6 Теоретические основы рекреационной географии. М., «Наука», 1975.
7 Байназаров Ю. К. Статистические методы оценки деятельности туристских предприятий (объединений) и повышение их роли в условиях полного хозяйственного расчета. М.: ЦРИБ «Турист», 1989.

 



 

Добавить комментарий



Автотранслитерация: выключена


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >