Зарубежный опыт использования объектов наследия в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи на примере США и Израиля
Сложившая зарубежная практика патриотического воспитания молодёжи, осуществляемого с использованием объектов культурного и природного наследия, проводится в таких направлениях, как краеведение, музейная педагогика, туризм, экскурсии, библиотечное дело, деятельность молодёжных организаций, событийные мероприятия, семейная сфера.
Краеведение с комплексом различных средств обучения и воспитания подрастающего поколения в США и Израиле рассматривается как эффективное направление в деле воспитания патриотизма у молодёжи. Краеведение, как система дополнительного образования, служащая воспитанию патриотизма у молодёжи в системе дополнительного образования активно применяется в США. В этой связи заслуживает внимания много раз переизданное методическое пособие для американских школьников старших классов, которое называется «A Plan to Educate Young Americans about Their Nation's Rich Cultural Heritage» (План обучения молодых американцев богатству их национального культурного наследия) [2]. Пособие разработано для учителей и используется в качестве методологической опоры для проведения дополнительных образовательных мероприятий, целью которых является воспитание у старшеклассников любви и гордости к родной стране. Особое значение в организации занятий уделяется ознакомлению с объектами культурного и природного наследия различных регионов США. Книга имеет следующие тематические разделы.
1.Краткое резюме, содержащее рекомендации по использованию методики преподавания.
2.Данные об апробации методики на практике.
3.Стратегии развития методики обучения молодёжи патриотизму.
4.Темы для занятий (например, «земля и люди» – тема, в рамках которой рассматривается национальное культурное богатство страны в контексте взаимодействия жителей государства и объектов природы, окружающих их).
5.Цели и стратегия (стратегия по вовлечению учащихся в практические семинарские занятия по классификации и теоретизированию практического опыта, приобретенного в ходе практических занятий с объектами природного или культурного занятия – в ходе образовательных экскурсий или кемпингов).
6.Содержание и организация (методические рекомендации организационно-технического характерапо проведению внеклассных лонгэтюдных занятий по изучению объектов наследияна природе) [3].
7.Предлагаемые программы (тематика возможных занятий, занятия имеют междисциплинарный характер, а обучение в соответствии с, выбранными направлениями [4] продолжается в течение учебного года, практические выездные занятия чередуются с семинарскими, на которых обсуждается исследованный материал).
8.Описание программ (предполагается, что программы дополнительного образования, избираемые старшеклассниками реализуются в небольших, подобных клубах или объединениях школьников) [5].
Авторами активно используется междисциплинарный подход, игровая деятельность, экскурсионные и экспедиционные программы, активно используются исторические артефакты, объекты культурного и природного наследия. В целом, воспитание патриотизма представляется как долгий, комплексный и сложный процесс, которому способствует не только школьное и дополнительное образование, но и средства массовой информации, просветительские мероприятия, события и факты, привлекающие внимание молодежи, общественные структуры. Авторы пособия предлагают структурную схему комплексного патриотического воспитания молодёжи (см. рисунок 4).
Краеведение и туризм активно применяется для патриотического воспитания подростков в Израиле. Среди множества учебников, пособий и монографий, посвященной данной тематике можно выделить следующие: «Западный берег реки Иордан» [6], «Методические указания по краеведению и воспитанию молодежи: Иерусалим – золотой город» [7], «План обучения школьников культурному наследию с помощью экскурсионных программ» [8], «Экскурсии по золотому Иерусалиму – пособие для школьников» [9], «История еврейского народа в камне: уроки краеведения и экскурсии» [10]. Проанализировав рассмотренные учебники и методические пособия, можно сделать вывод о том, что в Израиле для патриотического воспитания молодёжи активно применяется долговременная модель туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности, котораяявляется средством социализации и воспитания подростков средней школы. Модель базируется на структурно-временных туристско-краеведческих циклах.
Целью используемой израильтянами моделиявляется формирование определенных черт характера школьников, устойчивых социальных установок, удовлетворение потребности в самореализации, возможность личностного роста и другие. Содержание модели отражено в программах годовых циклов основных функций туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности.
К критериям социализации можно отнести нормативное формирование поведения подростков, содержания стереотипов, ценностей, определение социальной позиции учащихся. К содержанию программ относятся конкретные приёмы, формы и методы работы, с помощью которых реализуются педагогические цели и задачи модели. В модель заложены такие основные методы педагогического взаимодействия как методы формирования сознания учащихся, стимулирования и мотивации их деятельности и контроля по освоению материала, которые также эффективны в основных функциях туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности.
Используемая в Израиле модель туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности состоит из двух структурно-временных и туристско-краеведческих циклов, состоящих из:
- внешних компонентов – походы, экспедиции, экскурсии и т. д.;
- внутренних компонентов – реализация задач в образовательной, познавательной, воспитательной, развивающей, оздоровительной функциях.
Годовые туристско-краеведческие циклы определяют основные этапы процесса социализации и воспитания в показателях «личностного» роста подростков:
- их знания, умения, познавательные интересы, ступени туристского мастерства в образовательно-познавательной функции;
- в сформированных нравственных качествах, чертах характера, в стремлении к самопознанию, самосовершенствованию в воспитательной функции;
- стремления к физическому совершенству и здоровому образу жизни в оздоровительной функции.
На основании учёта меняющейся потребностно-целостной мотивации подростков все туристско-краеведческие и экскурсионные циклы имеют последовательные, дополняющие друг друга и усложняющиеся из года в год гуманистические цели и содержание, выполняющиеся на основе соблюдения адекватных технологий. По замыслу израильских педагогов, использование разработанной ими модели туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности должны приводить к определенным интеллектуальным изменениям подростков, которые выражаются в повышении качества знаний по таким предметам как история, литература, география, биология; в умении самостоятельно, творчески работать, в расширении кругозора подростков и в формировании патриотической установки по отношению к государству Израиль [11].
Примечания и литература:
1. Статья подготовлена при использовании средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 25.07. 2014 г. № 243-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.
2.A Plan to Educate Young Americans about Their Nation's Rich Cultural Heritage by Tisdale, Mary E. Published, 1992, Publisher [Washington, D.C.]: United States, Dept. of the Interior, Bureau of Land Management. Pages 74.
3.Рекомендации по проведению образовательных выездных мероприятий содержат приблизительную тематику занятий, по форме мероприятия более всего напоминают научные антропологические экспедиции. Занятия предполагают привлечение педагогов-специалистов разных профилей: экспертов-историков, инструкторов по спортивному туризму, искусствоведов – в зависимости от темы, изучаемой посредством образовательного мероприятия.
4. Направления могут быть разными, но программы обучения патриотизму строятся вокругпрактического знакомства с объектами наследия – культурными, либо природными.Школьник может избрать программу культурологической илиискусствоведческой направленности, тогда его практическими занятиями будут выездные экскурсии по объектам архитектурного наследия, что будет сопровождаться привлечением специалистов- консультантов в области искусствоведения. Если направленность программы ориентирована на ознакомление с объектами природного наследия, тогда практические занятия будут напоминать походы или экспедиции по национальным паркам, что должно сопровождаться привлечениеминструкторов по спортивному туризму, спортивному ориентированию и т. п.
5. В разделе подробно в схемах описывается реализация программ дополнительного образования (при взаимодействии со сформированной из старшеклассников по принципу клубов по интересам социальной структурой).